Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: обсуждение (список заголовков)
00:01 

О научности и эффективности психотерапии и психоконсультирования

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Один из моих любимейших каламбуров звучит так "Философия - это теоретическая психология, а психология - это практическая философия". Почему мне нравится этот каламбур? Потому что он очень точно отражает такую отрасль психологии, как психоконсультирование (да и не медицинскую психотерапию, тоже).

Дело в том что в психоконсультировании (как и в немедицинской психотерапии) не так много науки как кажется. По сути на науку опирается только когнитивно-поведенческая психотерапия (именно она имеет теоретическое, методическое и научно-эмпирическое обоснование), все остальное - это философские практики. То есть с опорой на некоторые наблюдения были созданы некие философские концепты описывающие личность, ну и как следствие с опорой на эти концепты были создавались теории личности и методы работы с ними (психоанализ, гештальт, экзистенция, трансактный анализ, эго-психология и т.д и т.п.)

Но самый большой парадокс психотерапии заключается в том, что несмотря на свою ненаучность - эти философские практики работают.
Более того исследования К.Граве показали что "независимо от того, какой метод применялся, оказалось, что раскрывающие методы, с помощью которых ищут ответы на вопросы, почему и как возникли проблемы, по степени эффективности не отличаются друг от друга" (цит. по Александрову А.А. Интегративная психотерапия).

Исследования Менингера показали что при довольно длительной раскрывающей терапии (от 20 сессий и больше) ее эффективность составляет 60% (40% значительное улучшение и 20% умеренное улучшение). В то же время следует отметить, что у 40% пациентов не смотря на терапию в течении нескольких лет, положительных сдвигов не было.

В то же время некоторыми учеными было замечено, что когнитивно-поведенческая терапия, зачастую более эффективна (некоторые ученые указывают цифры в 1,5-2 раза), чем раскрывающая.

Впрочем причин здесь проста. Целью когнитивно-поведенческой терапии, является преодоление насущных поведенческих проблем (зачастую это просто тренировка определенных навыков), а целью раскрывающей терапии является более ясное понимание себя и почему они ведут себя так, что эти проблемы возникают. А измеряют именно поведенческие изменения, а не количество и качество инсайтов

Ну как пример. Юноша не может строить отношения с девушками. Более того он необычайно робок и ему трудно с ними разговаривать.
И дальше он может пойти учится пикапу (считая что после того как он научится снимать девушек, он смоет легко строить с ними отношения) - это будет поведенческая терапия; а может пойти на раскрывающую терапию, что бы понять, что же именно ему мешает эти отношения строить. С одной стороны не факт, что это ему поможет, с другой стороны - это потребует большего количества времени, ну а с третьей куш гораздо больше.

Именно поэтому, когда у психолога, возникают проблемы, он должен идти на раскрывающую терапию, а не на поведенческую


В общем что я хотел сказать, психоконсультирование это такая странная штука, которую можно охарактеризовать простой фразой "непонятно почему, не понятно как, но - это работает"

Литература
Александров А.А. Интегративная психотерапия. Питер 2009

@темы: обсуждение

11:00 

Вот чего нашла

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Интересно написано про Юнгианскую терапию. Не мое.

Реферат: "Аналитическая психология Юнга"

@темы: обсуждение

20:52 

Как язык формирует мышление

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Материал взят из журнала "В мире науки", №5, 2011 год. Стр. 15-18

Как язык формирует мышление
Автор: Лера Бородицки - доцент когнитивной психологии Стэнфордского университета.

Язык, на котором мы говорим, существенно влияет на нашу картину мира

Я беседую с пятилетней девочкой из Пормпуроу (небольшой области проживания аборигенов на западе полуострова Кейп–Йорк в Северной Австралии). Если я прошу ее указать на север, она делает это без всяких колебаний и, что подтверждает мой компас, абсолютно точно. Спустя какое–то время я задаю тот же вопрос на лекции в Стэнфордском университете, где присутствуют выдающиеся ученые – обладатели премий и медалей за научные достижения. Я прошу их закрыть глаза, чтобы они не видели действий своих соседей, и предлагаю указать на север. Многие отказываются сразу, так как вообще не в состоянии это сделать, другие на какое–то время задумываются, а затем указывают все возможные направления. Я повторяла данный эксперимент в Гарварде, Принстоне, Москве, Лондоне и Пекине – результат был всегда один и тот же.
Итак, пятилетняя девочка, принадлежащая к определенной культуре, легко делает то, на что не способны крупные ученые из другой культуры. Чем же могут быть обусловлены столь существенные различия в одной из познавательных способностей? Как ни удивительно, причиной может служить разница в языке общения.
Представления о том, что языковые особенности способны влиять на познавательные функции, высказывались уже несколько веков тому назад. С 1930–х гг. они получили подтверждение в работах американских лингвистов Эдварда Сепира (Edward Sapir) и Бенджамина Уорфа (Benjamin Lee Whorf). Изучая различия между языками, они пришли к выводу о том, что носители разных языков и мыслят неодинаково. Такие представления были встречены с большим энтузиазмом, однако, к сожалению, они оказались совершенно не подкреплены объективными данными. К 1970–м гг. многие ученые разочаровались в гипотезе Сепира – Уорфа, и на смену ей пришли теории универсальности мышления и речи. Однако сегодня, спустя несколько десятилетий, наконец появился большой фактический материал, свидетельствующий о формировании мышления под влиянием особенностей языка. Эти факты опровергают устоявшуюся парадигму универсальности мышления и открывают новые увлекательные перспективы в области происхождения мышления и представлений о действительности. Кроме того, полученные результаты могут иметь важное юридическое, политическое и педагогическое значение.

Бесспорное влияние

В мире насчитывается более 7 тысяч языков, и каждый из них требует особых речевых оборотов. Предположим, я хочу сообщить, что посмотрел фильм "Дядя Ваня на 42-ой улице". На языке миан, распространенном в Папуа-Новой Гвинеи, в зависимости от употребленного мною глагола собеседник узнает, что я видел фильм только что, вчера или давно. На индонезийском языке, напротив, из онструкции глагола даже не будет ясно, видел ли я его или только собираюсь посмотреть. В русском языке из глагола станет понятен мой пол, а на мандаринском наречии китайского языка мне придется уточнить, идет ли речь о дяде по отцовской или материнской линии и о родстве по крови или по браку - для каждого из данных случаев используется определенное существительное. А на языке пираха (на котором говорит маленькое племя, обитающее в одном из притоков Амазонки) я даже не смог бы сказать "42-я улица" - в нем нет чисел, а имеются лишь понятия "мало" и "много".
Различий между разными языками бесконечное множество, но это еще не значит, что носители разных языков по-разному мыслят. Можем ли мы утверждать, что говорящие на миане, индонезийском, русском, мандаринском или пираха в конечном счете по-разному воспринимают, вспоминают и рассуждают об одних и тех же явлениях? На основании данных, полученных в моей и нескольких других лабораториях, мы вправе считать, что язык действительно влияет на такие фундаментальные основы человеческого знания, как представления о пространстве, времени, причинно-следственных связях и отношениях с другими людьми.
Вернемся в Пормпуроу. В языке тайоре (куук-тайоре), на котором говорят в этой области, нет таких пространственных понятий, как "левое" и "правое". Вместо них применяются обозначения абсолютных направлений - север, юг, восток и запад. В английском такие понятия, разумеется, тоже используются, но лишь для указания глобальных направлений. Мы никогда не скажем, например: "Надо же, салатные вилки положили на юго-востоке от обеденных!" На языке тайори, напротив, указания абсолютных направлений применяются во всех пространственных масштабах: можно сказать, например, что "чашка стоит на юго-востоке от тарелки" или "мальчик к югу от Мэри - мой брат". Таким образом, чтобы хоть как-то общаться на этом языке, надо постоянно ориентироваться в пространстве.
Данные, полученные за последние два десятилетия в новаторских работах Стивена Левинсона (Stephen C. Levinson) из Института психолингвистики им. Макса Планка (Неймеген, Нидерланды) и Джона Хэвиленда (John B. Haviland) из Калифорнийского университета в Сан-Диего, показывают, что носители языков, в которых применяются обозначения абсолютных направлений, удивительно хорошо ориентируются в пространстве, в том числе в незнакомых местностях или зданиях. У них это получается гораздо лучше, чем у постоянных обитателей, говорящих на обычных языках: более того, их способности выходят за рамки современных научных представлений! Видимо, столь удивительные возможности формируются под влиянием особенностей языка.
Особенности восприятия пространства влекут за собой и специфику восприятия времени. В частности, мы с моей коллегой из Калифорнийского университета в Беркли Элис Гэби (Alice Gaby) предъявляли говорящим на тайоре серии картинок, изображающих разные разворачивающиеся во времени события - как взрослеет человек, как растет крокодил, как едят банан. Перемешав картинки, мы просили испытуемых расположить их в определенной временной последовательности.
Каждый участник проделал процедуру дважды, при этом во второй раз его сажали лицом в другую сторону. Если предложить такую задачу англоязычному человеку, то он в любом случае разложит карточки слева направо, говорящий на иврите - справа налево, особенности письма определяют наши представления о временной организации. В случае же с говорящими на тайоре картина была иной: она располагали карточки в направлении с востока на запад. Иными словами, если они сидели лицом к югу, то карточки раскладывались слева направо, к северу - справа налево, к востоку - к себе, к западу - от себя. Никому из испытуемых мы не сообщали, как ориентированы стороны света: они знали об этом сами и спонтанно использовали ориентировку в пространстве для формирования временной структуры.
Существуют и другие различия в представлениях о времени среди разных культур. Так, на английском языке говорят, что будущее впереди, а прошлое позади. В 2010 году исследователь из Абердинского университета (Шотландия) Линден Майлс (Lynden Miles) и его сотрудники обнаружили, что говорящие на английском при мысли о будущем подсознательно наклонялись вперед, а при мысли о прошлом - назад. Однако на языке аймара, на котором говорят жители Анд, напротив, будущее позади, а прошлое - впереди. Соответственно отличается и их жестикуляция: в 2006 году Рафаэль Нуньес (Raphael Nunez) из отделения Калифорнийского университета в Сан-Диего и Ева Свитсер (Eve Sweetser) из отделения Калифорнийского университета в Беркли показали, что индейцы аймара при упоминании о прошлом наклоняются вперед, а о будущем - назад.

___________________________________________________
Это первая часть статьи. Сайт журнала закрыт на реконструкцию, поэтому пришлось набирать ручками. До конца набрать - пока времени нет. Если интересно - опубликую остальное попозже. Там про особенности запоминания, связанные с языком.

@темы: интересная статья, обсуждение

17:54 

Психологическая диагностика дочки Макарова - разъяснения

Abobora
у-ук


Ну что, коллеги, есть мысли-комментарии к видео?

@темы: обсуждение

17:05 

Товарищи сообщники, предлагаю обсудить

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
05.10.2011 в 16:25
Пишет BabyDi:

из записок психотерапевта
Осторожно, психолог!

«Психологи – враги рода человеческого» – бормочет мой коллега врач-психиатр после разговора с новой пациенткой. И я с ним согласна. Потому что одно из моих мест работы – психиатрическая больница. Читаешь карты – сердце кровью обливается. На ранних этапах болезни большинство годами ходили по психологическим консультациям, курсам, группам, тренингам. Их учили «радоваться жизни» и как «избавиться от излишних страхов и тревог». Болезнь, между тем, прогрессировала.
читать дальше

Конечно, есть отличные, грамотные профессионалы, отвечающие за свою работу. И когда жизнь сталкивает меня с ними, я радостно изумляюсь и кидаюсь дружиться. Жаль только, редко, до обидного редко это происходит…
***
читать дальше

URL записи

@темы: есть мнение, обсуждение

11:44 

Что думаете? :)

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
F63.9 — под таким номером любовь внесена в реестр заболеваний Всемирной организацией здравоохранения.

читать дальше

@темы: обсуждение

13:06 

Предлагаю обсудить

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Уважаемые сообщники! Наверное, каждый психолог рано или поздно матерился возмущался тому факту, что большинство наших методик представляют собой весьма и весьма тяжеловесный инструмент. Я думаю, все находят себе какие-то более "компактные" методики, которые, с одной стороны, достаточно информативны, с другой - легко поддаются обработке. Давайте делиться, а? :)

Мои любимые: тест Сонди (при должной сноровке позволяет "увидеть" психопатологию или акцентуацию и хорошо мониторит актуальное состояние клиента + стимульный материал представляет собой достаточно прикольные "мордочки") и методика Куна-Макпартленда "Кто Я?" и ее модификации (позволяет выделить первичную ориентацию - на социум или собственный внутренний мир, а значит и значимые темы, "больные точки" + предельно проста в использовании).

А что у вас в наборе "всегда с собой"? :guns:

@темы: обсуждение

17:57 

Делюсь прекрасным

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Потрясающий рассказ великого мастера фентези Рэя Бредбери. Весьма рекомендую к прочтению.

Рэй Бредбери
Человек в рубашке с тестами Роршаха
The Man in the Rorschach Shirt
1966

читать дальше

Буду очень рада услышать ваши мнения и комментарии по поводу этого рассказа.

@темы: обсуждение, хорошая книга

15:59 

Давайте обсудим?

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Уважаемые сообщники и просто сочувствующие! Как говорится, есть мнение. Мнение вот такое:

«По моему мнению, психолог должен прыгать и козликом, и кузнечиком, и кенгурёнком. Если пациент слаб, ленив и т.д. - эту проблему должен решить психолог, для того он и предназначен. А если он не сумел - значит, он не сумел. Если фильм провалился, потому что продюсер набрал неподходящих актёров, виноват он, а не они. Они играли, как умели...» (цитата неизвестного автора)

Что думаете? Должен ли психолог "прыгать козликом"?

:ps: Если вас затронула эта тема и вы делаете перепост, на который впоследствии оставляют комментарии, будьте так любезны - копируйте их сюда или давайте ссылку. Интересно ведь, что народ на эту тему думает.

@темы: обсуждение, есть вопрос

20:09 

Про этику

Джордано
Капиюва. Властелин травы
Времени доброго.
Не знаю, насколько тема окажется актуальной, но поговорить о ней захотелось очень. :)
Как вы считаете, пересекаются ли этика и психология? Или даже так: есть ли пересечения у психологической теории/практики и этики?
Я не имею в виду этические кодексы психолога, этику экспериментальной деятельности и проч., т.е. "внешние" воздействия этики на психологию.
Я говорю о том, насколько этический компонент должен/не должен присутствовать во взаимодействии психолога с клиентом, в психологических теориях и т.д., т.е. о внутренней этической компоненте.
Ведь по большей части сейчас психология старается быть подчеркнуто этически-нейтральной. "Хорошо то, что хорошо для клиента", "Мы помогаем, а не оцениваем", наконец "Все люди разные". Единственные оценочные моменты, которые присутствуют - это нормативные (норма-не норма, и то все достаточно условно) и юридические (не нарушает ли это закон). Во многом это следствие ориентации психологии на естественные науки (вечный комплекс неполноценности на их фоне и т.д.), в чем-то следствие нашего постмодернистского века с его расплывшимися границами.
Больше того, сейчас психология, похоже, превращается в еще один элемент сферы услуг (если что-то не в порядке с кожей лица - обратись к косметологу, если что-то не в порядке с фигурой - к тренеру по фитнессу или диетологу, а если не в порядке настроение/отношения/самоощущение - тебе к психологу), а там этика неприменима по определению.
Как по-вашему, это верно? Должны ли вообще во взаимодействии психолога и клиента присутствовать этические компоненты? Может ли (и должна ли) психологическая теория содержать этическую составляющую?

@темы: есть вопрос, обсуждение

21:11 

Про роли

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
***
На златом крыльце сидели:
Кормилец. Диктатор. Авторитет. Оракул.
Жертва. Изгой. Кто – ты – будешь – такой?
Почти детская считалка


А может вы Анфан Терибль? Или Монстр? Позвольте, я угадаю… Вы – Загнанная Лошадь? Ой, извините, не поняла сразу, вы же Гордость Семьи!

Да-да, совершенно верно, сегодня речь пойдет о ролях, которые мы исполняем в телесериале под названием «Моя семья». Телесериале длинною в жизнь.


Есть расхожий миф, что человек «на людях» вынужден играть, а вот в семье он может расслабиться и быть самим собой. На самом деле, именно семья предлагает всем своим членам жестко регламентированные роли. По наблюдениям семейных психотерапевтов, именно в этой системе меньше всего гибкости, искренности и живых человеческих отношений. И уж где нет никакого равенства, так это в семье. Одному прощается все, другому ничего. Одному уделяют максимум внимания, другого не замечают. Один вызывает восхищение, что бы он ни сделал, другой – раздражение...
читать дальше

@темы: обсуждение

12:20 

Обсудим?

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
15:35 

Интересная статья

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
16:30 

Интересная статья

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Евгения Белякова
О самоубийстве девочек из Лобни
[отрывок из книги]
Аня росла в интеллигентной семье. В представлениях большинства − это люди с высшим образованием, которые не пьют, не дерутся, отпуск и праздники проводят вместе.
Об Ане заботились, то есть кормили, одевали, следили за учебой, здоровьем и поведением. За это на вопрос «Как дела?» ей полагалось отвечать: «Нормально». Впрочем, этот вопрос задавался только по поводу ее оценок в школе.
читать дальше

@темы: обсуждение

15:40 

Попробуем?

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Уважаемые сообщники, давайте устроим перепись населения интересов. Предлагаю всем написать в комментах этой записи про свои научные и практические интересы. Кто знает, может некоторым из нас удастся таким образом найти единомышленников по научным и практическим областям и обменяться интересными материалами.
Поехали? :)
запись создана: 19.02.2012 в 21:07

@темы: есть вопрос, обсуждение, предложение

16:20 

Нужен совет!

Nergizka
Здравствуйте! Только что вступила в ваше сообщество. И прошу у вас совета.

читать дальше

@темы: есть вопрос, обсуждение

09:21 

Что такое сенсорная интеграция и для чего она нужна

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Сенсорная интеграция

читать дальше

@темы: обсуждение

14:57 

<Соль>
The judge you build inside your heart will always be your guide (с)
Добрый день, коллеги!

Мне для диплома очень нужна выборка интеллектуально сохранных подростков с ДЦП. Нет ли среди вас тех, кто работает с такими людьми или тех, чьи знакомые работают? Исследование посвящено ценностным ориентациям, методики следующие: УСК, СОЖ, Шварц. В принципе, все материалы я могу отправить по Интернету. Или подъехать в пределах Москвы и области для индивидуальной/групповой сессии. Так же буду благодарна за контакты центров/школ, куда меня пустили бы с этим. В школы, как показала практика, увы, пускают очень неохотно.

@темы: есть вопрос, обсуждение

13:44 

Исследование

doctor_psy
Деятельность. Сознание. Личность.
Ребятки, ай нид хелп и все такое.
Будьте щедры, пройдите коротенькое исследование. Все очень просто.

I. Что конкретно для вас означают следующие слова:

ОПАСНОСТЬ -

СТРАХ -

II. Выделите ситуации, которые вы считаете для себя опасными.

1. Экономические ситуации (финансовое неблагополучие, нехватка денег, бедность и т.д)
2. Естественные события, связанные с природой (наводнения, землетрясения, космические события, наводнения и т.д)
3. События, связанные с техногенной сферой (взрыв завода, неисправность техники, смог и т.д)
4. Личностные события, связанные с другими людьми (предательство, потеря дружбы и т.д)
5. Политические ситуации (санкции)
6. Война
7. Профессиональные ситуации (понижение, потеря работы и т.д.)
8. Экзистенциальные ситуации (потеря смысла жизни, принять неверное решение)
9. Мистические события (призраки, монстры, суеверия)
10. Другое (напишете) -

@темы: обсуждение, образование, есть вопрос

ученье - свет

главная