Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:30 

Супервизии. Как и с чем их едят

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Решил поделится своими небольшими знаниями об этом явлении.

Итак начнем с определений
Супервизия (лат. super — сверху, над + visio — видение) - один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии, педагогики, медицины и социальной работы (да и в других помогающих областях)

По сути своей супервизия - это особая форма психологического консультирования, направленная на оптимизацию процесса взаимодействия специалиста и клиента/ученика/пациента, и выяснение причин которые мешают этому взаимодействию.

Вести супервизию должен специально подготовленный человек - супервизор (конечно иногда супервизию может вести и не подготовленный специалист, но тогда встает вопрос о экологичности процесса и его эффективности).

Супервизия может иметь разные формы, и у нее может быть множество мишеней.

Начнем с форм.
Супервизия может быть очной (когда супервизор присутствует во время работы) и заочной (когда специалист, сам приходит к специалисту за помощью и рассказывает свое видение ситуации). Обычно супервизии бывают заочными.

Так же супервизия может быть индивидуальной и групповой.Индивидуальная супервизия - это ситуация когда супервизор находится один на один со специалистом. Групповая супервизия - это супервизия, проходящая с привлечением ресурса группы (яркий пример групповой супервизии - это баллинтовская группа).

А еще есть такие извращенные формы супервизии, как обучающая и показательная супервизия. она проходит на группе.

Отличается она от обычной супервизии, прежде всего тем, что после этой супервизии следует процесс-анализ.


Теперь кратенько о мишенях (они же задачи).

Задачей супервизии может быть
1. Прояснение чувств специалиста в процессе работы. Почему это важно? Дело в том что в процессе консультирования у клиента, могла рестимулироваться (всплыть), какая то его проблема, и это помешало выполнить свои профессиональные обязанности
2. Прояснение взаимоотношений между специалистом и клиентом. Тут все дело в том что, в процессе взаимодействия специалиста и клиента, возникают отношения. И в процессе становлений этих отношений могут возникать разные переносы (ситуация, когда чувства с одного человека переносятся на другого), контрпереносы (перенос у терапевта), и проекции (приписывание своих чувств, мыслей и желаний другим). Вот у меня как то была ситуация, когда я во время работы столкнулся с сексуальным переносом (меня там напрямую спросили, почему нельзя одновременно быть в терапевтических и сексуальных отношениях. Ведь очень хочется). Как вы понимаете все это тоже может помешать в процессе терапии (а может и пригодится, но это высший пилотаж. Я такие вещи стараюсь пресекать)
3. прояснение про клиента . Ну тут все просто. Обсуждают взгляд специалиста на клиента. Того, идет ли специалист а клиентом или тащит его куда то в сторону и зачем он это делает. Так же выдвигаются гипотезы, о поведении клиента

Также есть такая специфическая вещь как 4. Дидактическая супервизия.
Цель дидактической супервизии - это разбор методологии, работы. То как обеспечивается экологичность для специалиста и клиента.
В психологии и психотерапии, на дидактических супервииях могут обсуждаться следующие воапросы
1. Заключение психотерапевтического контракта
2. Соблюдение границ в процессе работы
3. Прояснение границ собственной компетенции
и т.д. и т.п.

К сожалению в нашей стране институт супервизий не распространен. Хотя стоит отметить что частично его могут подменять медицинские консилиумы у врачей, и педсоветы у педагогов. Но в любом случае, полностью заменить супервизию они не могут, так как методы и цели у них отличаются.

Цель педсоветов и консилиумов - это работа с объективной реальностью, цель супервизии работа прежде всего с субъективной реальностью, и уж через нее добираться к реальности объективной


Супервизию не надо путать с процесс-анализом.
Процесс-анализ (процессинг) - это прежде всего обучающий инструмент. То есть проходит какая либо работа, дальше - эта работа разбирается (клиента естественно удаляют что бы не нанести травму). Варианты процесс-анализа могут быть также разными. Но он всегда групповой
Мне нравится следующая структура
1. Терапевт говорит какая у него была гипотеза, что он делал и зачем
2. Далее группа участники говорят чего им понравилось. чего делали бы иначе, где какие точки увидели. Какие у них были гипотезы.

Да, еще, вот что хочу отметить, для проведения процессс-анализа, необходим модератор, который имеет некоторый опыт руления процессом

Комментарии
2011-09-16 в 15:35 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Очень информативно, спасибо.

   

ученье - свет

главная