17:05 

Товарищи сообщники, предлагаю обсудить

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
05.10.2011 в 16:25
Пишет BabyDi:

из записок психотерапевта
Осторожно, психолог!

«Психологи – враги рода человеческого» – бормочет мой коллега врач-психиатр после разговора с новой пациенткой. И я с ним согласна. Потому что одно из моих мест работы – психиатрическая больница. Читаешь карты – сердце кровью обливается. На ранних этапах болезни большинство годами ходили по психологическим консультациям, курсам, группам, тренингам. Их учили «радоваться жизни» и как «избавиться от излишних страхов и тревог». Болезнь, между тем, прогрессировала. И никто из ведущих группы или консультирующих психологов не увидел, что у человека душевное заболевание.

Проблема людей с душевным заболеванием в том, что они не понимают, что с ними происходит. При этом человек чувствует, что с ним что-то «не то» и начинает искать помощи. После советских времен слово «психиатрия» остается пугающим, поэтому чаще всего идут к психологам. Весь ужас в том, что психологи эту область совсем не знают и норму от патологии не отличают. А прелесть их положения в том, что они ни за что не отвечают (врач подсуден, психолог – нет!).
Я сама из психологов. И сегодня я, как Павлик Морозов, выступаю против alma mater. Как партизанка, я подрываю авторитет профессионального сословия. Я имею на это право. Потому что знаю истинные размеры ущербности психологического образования. И последствия этого.
***
Много лет назад после института я попала на работу в центр клинической психотерапии. Вокруг были сплошь врачи психиатры-психотерапевты. Чтобы войти в работу центра, я попросилась присутствовать на приёме. После первого же приёма вышла растерянная. На консультации была женщина с 6-летним сыном. Она жаловалась, что ребенок неугомонный, «с шилом в заднице». А психотерапевт, вместо того, чтобы разбираться в атмосфере семьи, задавал вопросы про то, как протекали роды, да как мальчик ест, да как спит... А потом направил ребенка на энцефалограмму. И пояснил мне: «Это внутричерепное давление. Надо лечить первопричину, одной психотерапией здесь не обойтись».
И тут же прочитал маленькую лекцию, суть которой сводилась к тому, что у человека помимо души есть еще и тело с кучей органов, заболевания которых влияют на психику. Например, при нарушении функции щитовидной железы человек становится раздражительным, с этим он к психологу и придет. А словом «лень» люди часто называют апатию, причинами которой может быть с десяток заболеваний. В этих случая без лечения основного заболевания работа психолога или психотерапевта бессмысленна.
Мы этого не проходили.

Довольно быстро я начала понимать, что обладаю странным набором поверхностных, разрозненных, во многом устаревших знаний. И громадным количеством примитивных схем и клише. Я стала понимать, что ничего не умею. Нам не дали ремесла.

Авто-слесарь, окончив ПТУ, не только знает, где в машине мотор, где карбюратор и т.д., но еще и умеет это наладить.
Балерина после окончания балетного училища умеет танцевать.
А что умеют психологи? К какой работе их готовят?

Наша психологическая «школа» славилась, когда занималась своим делом – наукой. И псих.факи изначально были призваны готовить научных работников. Но в науку сегодня идут немногие, возможно потому, что там не прокормишься. Большинство идет работать с людьми – консультировать, вести группы. А для этого требуется принципиально иной набор профессиональных знаний, да и другой уровень ответственности.

Тогда, много лет назад, я поняла, что мне надо переучиваться, попросила о помощи. И мне стали ставить мозги на место. Прошло очень много времени, прежде чем ушло мерзкое ощущение беспомощности. И когда сегодня я говорю: «знаю, умею, могу», это не благодаря полученному образованию, а вопреки ему…

Я училась еще при советской власти. Но за все эти годы так и не сформировались четкие требования – что должен знать и уметь психолог. Нет понятия и о морально-этических нормах, поэтому «не навреди» к психологу не относится.

Программы подготовки психологов, по сути, не изменились, зато изменилось время. После перестройки спрос на специалистов этого профиля резко вырос. Сегодня их выпускает почти каждый гуманитарный ВУЗ, помимо этого громадное количество разномастных курсов. А проблемы все увеличивающейся «касты» «людоведов» и «душелюбов» остались те же – некомпетентность, безответственность.

Таким образом, у Великой Науки Психологии, имеющей многочисленных, достойных отпрысков выросла непутевая, малограмотная и очень нахрапистая «доченька», имя которой Вульгарная Популярная Психология… Ее любимое занятие – «вешать лапшу на уши» и выдавать домыслы за действительность.

В психологии есть достоверные знания, то есть проверенные научными исследованиями. И есть громадное количество теорий, высосанных из пальца. Этими мифами и торгует непутевая «доченька». Как часто я испытываю неловкость и стыд, когда слышу комментарии и рекомендации психологов по телевизору или натыкаюсь на журнальные статьи коллег по цеху. Откуда они это берут? Приведу один известный всем пример: «ребенок из неполной семьи обречён на проблемы». Да нет таких данных. Серьезных научных исследований на эту тему не проводилось! В конце концов, пол мира выросло в неполных семьях, потому что каждый век мог похвастаться парой, троечкой войн. Кстати, а что, из полных семей все выходят без проблем?

При этом популярность психологических услуг продолжает расти. Как конкистадоры 500 лет назад кинулись завоевывать Америку, так полуграмотное племя психологов кинулось отвоевывать свой кусок на рынке жизни. Самое интересное, что среди них есть люди порядочные, искренние, истово желающие вам помочь... Жаль только, что в основной своей массе малокомпетентные.

Трудно представить себе газету или журнал без странички психолога. По радио консультируют, по телевидению лечат. Большинство ток-шоу, в конечном итоге, сводятся к грубой имитации психологической помощи. А еще великое множество психологических тренингов, курсов и консультаций, где вы получите замечательные рекомендации: «как жить без внутренних конфликтов» (мне кажется, легко – достаточно потерять совесть); «как заловить мужика» (маленького можно сачком, а большого – капканом); «как себя полюбить» (ой, это не иначе как о мастурбации).

Кондовые советы, касающиеся семейных отношений, чаще всего сводятся к обучению манипуляциям, типа: «надо кивать, а делать по-своему». А суть советов заключается в том, что родственникам нельзя доверять, но с ними не надо ссориться. Поэтому надо ловчить и умненько добиваться своего.

А какое обилие психологических тренингов! Глубинной проработки там нет и за короткий срок быть не может. Там другая цель – деньги. Поэтому принимать участие может 30, 50, да хоть сто человек. Открою профессиональную тайну – в группе не может быть больше 12-15 человек. Работа с психикой и конвейер – две вещи несовместные.
Впрочем, народ тренинги любит. На тренинги подсаживаются не хуже, чем на легкие наркотики. Жизнь особо не меняется. Зато приобретается иллюзия скорого решения проблем. И потусоваться есть с кем. Непонятно, правда, при чём здесь психология – в переводе «наука о душе»?

Какая там душа! Торговля «счастьем» у психологов идет не хуже, чем у колдунов. Не зря же самым большим спросом пользуются тренинги, где людей «делают успешными». Когда о человеке говорят, что он умный, или талантливый, или профессионал высокого класса, это понятно. А успешный – это кто? У которого ни ума, ни таланта, ни профессионализма – зато смог денег «настричь»?
Самое страшное, что в нашей стране, чтобы вести психологические тренинги, никаких специальных знаний не требуется. Оказалось, эта дивная кормушка, где работать можно, опираясь на собственные вымыслы, домыслы, интуицию, житейский опыт. В стоматологии это, небось, не «прокатит», а в психологии можно. Поэтому появились «самородки» от психологии.
На одной из психологических тусовок я столкнулась с подобным «мэтром». На обложках его книг написано «известный психолог», «автор многочисленных бестселлеров» и «создатель уникальной методики». Через 5 минут разговора выяснилось, что дяденька не знает элементарных вещей, что образование у него совсем другое, мало того, что за все эти годы активной «психологической деятельности», он так никаких знаний по психологии и не приобрел.

В психиатрической больнице, где я работаю, каждый пятый проходил его тренинги. Эти тренинги «вздрючивают» эмоции, что для психики многих людей является и нежелательным, и просто опасным. Попыталась объяснить ему это. Он нисколько не смутился, даже не заинтересовался. Поднял на меня пустые глаза и спокойно ответил: «Пока платят – пусть ходят».

Лучше бы он пошел в киллеры. Хотя столько, сколько он имеет от психологии, киллером не заработать. Успешный человек!
Наверное, нельзя так огульно ругать весь рынок психологических услуг.
Конечно, есть отличные, грамотные профессионалы, отвечающие за свою работу. И когда жизнь сталкивает меня с ними, я радостно изумляюсь и кидаюсь дружиться. Жаль только, редко, до обидного редко это происходит…
***
Нет, я ни в коем случае не выступаю в роли судьи или спасителя человечества. Но для меня за каждым случаем безграмотности и безответственности стоит живой человек.
У нас в больнице лежит молодая женщина. Она хрипит, потому что у нее обожжена гортань – следствие неудавшегося суицида. А перед этим долго ходила к N, к S, проходила тренинги в центре «///»… Ее мать с недоумением говорит мне: «Но ведь она все время ходила на психологические занятия. Что мы не так делали?»… И что я могу ей ответить?

http://impressionante.livejournal.com/20750.html

URL записи

@темы: есть мнение, обсуждение

Комментарии
2011-10-05 в 17:14 

Georgiana
Смысл ходить на тренинг, когда тебе нужен, скажем, психоаналитик? Почему сразу виноваты все психологи мира? Если человек сам не понимает, когда ему нужен психолог, когда тренинг, а когда терапевт, причем тут целая профессия?

2011-10-05 в 17:43 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Georgiana, но ведь психолог должен быть компетентен в этих вопросах и, в первую очередь, посоветовать обратиться к психиатру, если у человека есть показания.
Вообще я считаю, что психолог-практик должен иметь постоянно "на связи" хорошего терапевта и хорошего психиатра - чтобы можно было своих клиентов к ним направлять в случае каких подозрений. У меня у самой в опыте был случай, когда девочка пришла с запросом "плохо все запоминаю, что делать", диагностика дала снижение внимания, а запоминание было в норме. Обратилась к врачу - нашли кисту яичника и воспалительный процесс, который сильно повлиял на гормональный фон, что привело к появлению депрессивных настроений (общее состояние было подавленным, повышена утомляемость и прочие "прелести" нарушения гормонального фона). После операции и лечения общее состояние и гормональный фон пришли в норму исчезли и проблемы с запоминанием.
Я считаю, что психолог, конечно, не должен знать всю медицину, фармакологию или психиатрию, но обязательно должен работать "в связке" с другими специалистами.

2011-10-05 в 18:03 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, Таки согласен есть такая проблема. Но опять таки это зависит от образования. Все таки наличие в базе клинической и специальной психологии помогает.

Собственно моим первым клиентом оказался ребенок у которого я заподозрил психопатологию. у а дальше я просто сказал матери что я в данной области не специалист и отправил к другому человеку.


Но я действительно знаю некоторых специалистов, которые считают, что они работают только с субъективной реальностью клиента и поэтому им не важно здоров человек или нет

2011-10-05 в 20:20 

Georgiana
PsychologistN, я согласна, что всегда нужно иметь под рукой специалиста другого уровня, что это наша работа - перенаправить не нашего клиента, но опять же, обвинять во всех грехах психологов - это как-то слишком. Конечно, есть где-то ошибки, где-то кто-то и что-то не доглядел, но все же, всех мести под одну гребенку не стоит. К тому же, большинство людей прекрасно понимают, когда с ними что-то не так. И чисто интуитивно, большинство догадывается, кто и что ему нужен - тренинг личностного роста или хороший психиатр.

2011-10-05 в 21:26 

Abobora
у-ук
пост заинтересовал. Там комментарии тоже имеет смысл прочесть.

Как и всякая заметка, этот пост фокусируется на одной из сторон. И поддерживаешь обеими руками. Так как для консультирующего психолога необходимо умение определить, "чей" клиент к нему пришел.
С другой стороны, сразу соматику диагностировать - это немного странный путь.
Я вот поддерживаю отношения с одной дамой, которая любит все всем диагностировать), и мне некомфортно. на диагнозы или гипотезы о соматических диагнозах запрос-таки нужен. А запрос надо определить на первой консультации также.

В общем, буду еще читать и думать.

2011-10-05 в 23:18 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Georgiana, обвинение во всех грехах первого попавшего под руку - неотъемлемая часть любого высказываемого ИМХО. Открыта "охота на ведьм" и нашли виноватого сразу во всех грехах оптом.

Abobora, рада буду, если что-нибудь надумаете и поделитесь.

Susanin, безусловно, клиническая и специальная психология спасает. Но у любого плюса есть и своя обратная сторона - клиники, логопеды и специальные психологи часто склонны видеть проблемы там, где их нет. И это же другая сторона проблемы: человека могут долго лечить там, где можно обойтись менее энергоемкими методами. А потом, как мы знаем, вопрос постановки правильного диагноза - весьма и весьма сложен.

2011-10-06 в 00:36 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, клиники, логопеды и специальные психологи часто склонны видеть проблемы там, где их нет.
Я думаю просто они видят те проблемы которых не видит человек с другой специализацией

. А потом, как мы знаем, вопрос постановки правильного диагноза - весьма и весьма сложен.
А я и не ставлю диагноз, я делаю предположение и рекомендую пойти к другому специалисту.

Ну например если девушка на консультации говорит мне что постоянно хочет спать, спит она по 12 часов в сутки у нее апатия, снижен аппетит, сниженно сексуальное желание, небо постоянно видится серым, сниженный эмоциональный фон. И это состояние у нее уже довольно большой срок (больше полугода)

Это звоночки что бы отправить на консультацию к психотерапевту. Нет конечно может там и нету проблем на уровне физиологии (типа проблем с усвоением серотонина), но кто его знает. Во всяком случае я не хочу нести ответственность за человека с клинической депрессией

2011-10-06 в 10:44 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, Я думаю просто они видят те проблемы которых не видит человек с другой специализацией - я представляю как раз тех человеком с другой специализацией :) Я прекрасно понимаю, что вышеописанные симптомы у гипотетической девушки могут быть признаками физиологических или гормональных нарушений и порекомендую ей обратиться к врачу. Но мы должны помнить, что абсолютно здоровых людей нет вообще. И надо как-то умудряться балансировать на грани между клиническим, раскрывающим и поведенческим подходами. Грамотная диагностика - святая обязанность любого психолога.
Возвращаюсь к изначальной теме: про тренинги я бы по другому сказала - у любого тренинга есть четко прописанная цель и программа. Я прописываю цели каждого упражнения, провожу анализ целесообразности именно такого их сочетания. Цели СПТ успешности, делового общения, командообразования, самопрезентации и прочих лежат в области общения - я помогаю людям научиться смотреть на себя и свое поведение со стороны, заполнить лакуны в так необходимом каждому человеку умении продуктивно общаться. Это инструмент, который человек может взять или не взять. Конечно, человек, который проявляет явные признаки "ненормального поведения" (понятно, что это понятие размытое и больше интуитивное) тренером будет выявлен сразу же и, скорее всего, будет очень мягко переведен из групповой в индивидуальную работу, где ему и порекомендуют обратиться к врачу.
А вот насчет тренингов личностного роста у меня лично оччччень большие сомнения... Я принимала участие в двух таких (в рамках обучения) и абсолютно не вижу в них смысла. Нет, смысл каждого отдельного упражнения я, конечно, понимаю, но общий смысл такого тренинга неясен.

2011-10-06 в 21:34 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, у гипотетической девушки
В том то и дело что девушка как раз была реальной. Это и практики. У девушки был запрос почему она много спит.


Тренинг ИМХО - это вообще отдельная тема. По сути это урок где человеку даются некие навыки и знания. Но нас учили, что тренинг может быть эффективным только если он длится довольно большой промежуток времени. Нельзя добиться значимых, устойчивых изменений в поведении за трое суток. Даже если это интенсивная работа.
То есть конечно можно, но тогда это будет травматично для личности

А вот насчет тренингов личностного роста у меня лично оччччень большие сомнения...
ИМХО лучший тренинг личностного роста - это терапевтическая группа

Georgiana, Если человек сам не понимает, когда ему нужен психолог, когда тренинг, а когда терапевт, причем тут целая профессия?
Ну давай вспомним, что человек далеко не всегда критично относится к своему состоянию. Те же пограничники (я сейчас молчу про психопатологию), очень не критичны к себе. Да что там пограничники. Отрицание и обесценивание, это очень часто встречающиеся психзащиты.
Так что на психологе лежит ответственность за то что бы рекоменндовать подходящего специалиста

2011-10-06 в 21:52 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, Но нас учили, что тренинг может быть эффективным только если он длится довольно большой промежуток времени. Нельзя добиться значимых, устойчивых изменений в поведении за трое суток. Даже если это интенсивная работа. - все зависит от цели работы. Я вела только кратковременные тренинги, например на новой группе, которой предстоит работать вместе - здесь целью будет познакомить людей, помочь выработать групповые нормы и выстроить неформальную иерархию наиболее безболезненно для всех членов группы. Или короткий тренинг самопрезентации, когда тренер во-первых дает информативныую часть, а потом с помощью определенных примеров иллюстрирует эту информацию в рамках группового взаимодействия. Я не ставлю в краткосрочном тренинге целей изменить поведение человека, в самом начале мы всегда проговариваем, что это возможность посмотреть на себя со стороны и услышать конструктивную критику (под бдительным присмотром тренера и без оскорблений) и никак не претендуем на полное изменение поведения за три дня.

2011-10-06 в 21:54 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, все зависит от цели работы.
Я же скаал если цель добится устойчивых, изменений в поведении, которые невоможны без личностных изменений

Я согласен что тренинги на сплочение, или там бизнес тренинги на онакомление с товаром или еще что подобное не требуют так много времени.

Я просто прокомментировал про тренинги которые претендуют на качественное влияние на жизнь человека

2011-10-06 в 22:08 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, я считаю, что качественных изменений можно с гораздо большим успехом добиться в индивидуальной работе.
Вообще, "держать" группу, в которой некоторые участники впадают в какие-то сложные процессы самоосознания очень трудно и неприятно. Прикиньте, у вас в группе человек 10-12, парочке их которых захотелось "глубоко покопаться в себе". Вариантов два: человек либо начинает заниматься самобичеванием, либо самолюбованием и в любом случае пытается перетянуть внимание всей группы на себя. Если запустить такой процесс, из него потом очень сложно вылезти. Потому что в группе обязательно найдутся и те, кто захочет "добить" самоистязающегося, что называется, ногами и те, кто будет сидеть и охать и ахать, всячески поддерживая тему. В результате тренинг превращается в театр абсурда. Поэтому, тренеры, ориентированные на конкретные цели, а не на гипотетический и весьма сомнительный личностный рост, достаточно жестко пресекают такие попытки манипулирования вниманием группы. Я вот один раз так "попалась", но там у девочки был демонстративный негативизм и агрессия как способ привлечения внимания (подростковая группа, тренинг сплоченности), я с ней мучилась потом почти час, пока смогла переключить ее на другое поведение. Потом, на анализе, тренер-супервизор показал мне момент, который я пропустила (мы снимали тренинг на камеру с целью последующего анализа) - если бы я сразу среагировала правильно, то не пришлось бы тратить столько усилий на исправление ситуации. Все приходит с опытом :)

2011-10-06 в 22:21 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, , я считаю, что качественных изменений можно с гораздо большим успехом добиться в индивидуальной работе.
Все опять таки зависит от целей тренинга. Те же тренинги по профилактике девиантного поведения, там нужна терапия и нужна работа в группе.

Да и вообще бывают клиенты которым, нужно дать группу, просто потому что у них сфера межличностных отношений западает

ообще, "держать" группу, в которой некоторые участники впадают в какие-то сложные процессы самоосознания очень трудно и неприятно.
Знаю. Я вел тренинги у подростков. и не только тренинги но и вообще групповые занятия. и как бы я понимаю, что это такое.

Ну так психология - это не развлекалово, это прежде всего работа. И в этой работе приходится сталкиваться и с трудно, и неприятно. И по сути - это потом точки нашего роста,

Все приходит с опытом
ага.

2011-10-06 в 22:36 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, Ну так психология - это не развлекалово, это прежде всего работа. И в этой работе приходится сталкиваться и с трудно, и неприятно. И по сути - это потом точки нашего роста, - полностью согласна.
Да и вообще бывают клиенты которым, нужно дать группу, просто потому что у них сфера межличностных отношений западает - бывают, согласна. Но в таких случаях, их еще дополнительно подготавливают.

2011-10-06 в 22:39 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Но в таких случаях, их еще дополнительно подготавливают.
иногда они сами приходят.

2011-10-06 в 22:45 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, иногда они сами приходят. - в смысле? Вы имеете ввиду людей, приходящих на тренинг и считающих, что у них западает сфера межличностных отношений западает? :) ИМХО, большинство людей считает, что у них западает сфера межличностных отношений :)

2011-10-06 в 22:51 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, ы имеете ввиду людей, приходящих на тренинг и считающих, что у них западает сфера межличностных отношений западает
Нет я имею ввиду, что иногда на тренинге появляется личность с реальными проблемами в межличностных отношениях, и при этом считающий что таких проблем у него нет

2011-10-06 в 22:52 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, ну, в таких случаях, я все же иду от запроса клиента... Я, конечно, обращу его внимание на столь прискорбный факт, но неволить его не буду - пока сам не поймет, что ему это надо толку все равно чуть.

2011-10-06 в 22:55 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, , ну, в таких случаях, я все же иду от запроса клиента... Я, конечно, обращу его внимание на столь прискорбный факт, но неволить его не буду - пока сам не поймет, что ему это надо толку все равно чуть.

ИМХО если человек пришел на тренинг начит его уже что то не устраивает, ему с чем то некомфортно. Через это и можно идти.

Но у нас еще опыт разный. Я все таки работал больше в школе. и моя задачяа стояла интегрировать ребенка с проблемой в отношениях

2011-10-06 в 22:57 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, да, а я больше ориентирована на юношеский возраст, край - на старшую школу (10-11 классы). Ну и на норму, конечно.

2011-10-06 в 22:59 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, ну в общем то я работал с подростками 14-18 лет. Ну и со взрослыми я тоже работал но по другому. Там не тренинги были а скорее терапевтические группы

2011-10-07 в 05:04 

ТаШ@
правила? я устанавливаю их сама.
мда... во многом согласна с автором поста..
Коллеги, мне думается, что обозначенные в теме проблемы имеют шанс решиться при помощи 1. Постоянного повышения квалификации и самообразования (в том числе взаимодействие с коллегами-специалистами близких направлений, как то медицинские, социальные, юридические и др...) , 2.Обязательного периодического прохождения личной терапии, 3.Постоянного получения супервизий — со стороны Психологов, и введением чётких законодательно прописанных нормативов 1)подготовки и 2)работы психологов со стороны гос-ва.
Иначе так и будем плюхаться в этом болотистом потоке псевдо-специалистов и неучей..(((
..хочется ещё, конечно, надеяться на пересмотр норматив вузовской подготовки, но это пока лишь мечты-мечты...

2011-10-07 в 11:16 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
ТаШ@, введением чётких законодательно прописанных нормативов 1)подготовки и 2)работы психологов со стороны гос-ва. нет, со стороны государства в этом плане ничего хорошего мы не получим. Это будут очередные дебильные требования, составленные непрофессионалами. Надо создавать сильную ассоциацию практикующих психологов, которая будет заниматься обеспечением и качественного обучения, и супервизии, и налаживанием профессиональных и межотраслевых контактов, и правовой поддержкой практиков. Это должна быть организация не "на бумаге", а реально работающая. Она же будет служить гарантом качества для клиентов.

2011-10-07 в 12:48 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
ИМХО первое что надо сделать.
1. Ввести лицензирование на практику (у психотерапевтов она есть)
2. Создать этический совет, который может отзывать лицензию
3. Создать акон о психологической помощи в котором бы прописывалось, кто имеет право оказывать психологическую помощь

2011-10-07 в 13:53 

ТаШ@
правила? я устанавливаю их сама.
да, полностью с Вами согласна. и Сообщества хочется, и законов адекватных...
в общем то, всё в наших силах, думается мне.. надеюсь, таки дорастём до создания такого.

2011-10-07 в 13:56 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, я работаю в той сфере образования, которая связана с лицензированием и аккредитацией образовательной деятельности. Поверьте мне на слово - законодательными актами дело можно только усугубить, а не привести в порядок. Наша проблема заключается в том, что законодательство пишут люди очень и очень далекие от реалий практики психолога-консультанта. И написание очередного закона приведет только к сбору денег с населения: лицензию купи (процедура лицензирования будет платной в любом случае, а с учетом последних тенденций - еще и дорогой), если будет лицензия ее надо будет подтверждать, то есть еще и за процедуры проверки платить. Далее, как вы предлагаете решить правовой статус частного психолога-консультанта? Я вот совершенно отчетливо представляю, что любого лицензиата обяжут иметь свой кабинет, оборудованный по определенным нормам - это, конечно, хорошо и правильно, только как вы себе представляете тогда практику начинающего психолога, у которого еще нет обширной клиентской базы? Откуда ему брать деньги на аренду и обустройство кабинете? Это опять будет сплошной обман и надувательство. А тех, кто будет писать такой закон эти проблемы заведомо волновать не будут.
Поэтому я утверждаю, что надо сначала создать сильную ассоциацию, которая будет обеспечивать в частном порядке деятельность, обучение, поддержку психологов-консультантов,а потом, на ее базе предлагать введение каких-либо нормативных и законодательных актов.

2011-10-07 в 13:57 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
ТаШ@, и законов адекватных...
Ну был проект...http://www.diary.ru/~PSY-KABINET/p164103010.htm

2011-10-07 в 14:00 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, Поэтому я утверждаю, что надо сначала создать сильную ассоциацию, которая будет обеспечивать в частном порядке деятельность, обучение, поддержку психологов-консультантов,а потом, на ее базе предлагать введение каких-либо нормативных и законодательных актов.
Ассоциация - это хорошо. Но я за этический совет. Именно для того что бы психологи тоже несли ответственность

Возможно пусть этический совет и выдает лицензии

2011-10-07 в 15:25 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Susanin, "а судьи кто?" Кого вы в этот этический совет сажать будете?
Понимаете, в нашей отрасли постоянно идут споры по поводу правомерности и действенности того или иного метода. Традиция сложилась таким образом, что в практике очень много направлений, каждое из которых имеет своих приверженцев и ценителей. Это должен быть очень многосоставный и многопредставительный совет и, если вы решите наделить его функцией выдачи лицензии, это создаст большие сложности. Много людей постоянно собирать вместе, чтобы обоснованно и оперативно принимать решения... Это практически невозможно. Люди должны быть достаточно опытными (читай, взрослыми и даже, скорее всего, пожилыми). С какой скоростью будут выдаваться тогда лицензии на практику и какая будет очередь? На мой взгляд, это не рационально. А вот принять определенные правила для лицензиатов, с возможностью рассмотрения их кандидатуры на этическом совете или комиссии в спорных случаях - это другое дело. То есть, в этом случае мы убиваем сразу двух зайцев: устанавливаем четкие требования и возможность достаточно быстро получить лицензию, если ты этим требованиям отвечаешь. И во-вторых остается возможность рассмотрения сложных и спорных случаем (как-то появление нового направления и прочее) и возможность получения лицензии для тех, кто по объективным причинам в установленные ранее рамки не попадает.

2011-10-07 в 15:47 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, а судьи кто?"
Ну подореваю что туда я бы рекомендовал прежде всего супервизоров.
Желательно имеющих специалиацию по клинике, ну и опыт довольно большой

2011-10-11 в 15:35 

Abobora
у-ук
В общем, ничего я супероригинального не надумала, но очень порадовалась вашим комментариям, так как в вашем диалоге готова была согласиться со многим у каждого собеседника. Спасибо.

2011-10-11 в 18:57 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Abobora, :friend: Я вот теперь с автором этого поста личное знакомство заиметь собираюсь - потом расскажу :)

   

ученье - свет

главная