Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:11 

Статья: Женские гомосексуальные пары: специфика взаимоотношений

лерр. [DELETED user]
Авторы: О.В. Кудряшова, В.В. Дорофеева
Ссылка на источник: Актуальные вопросы теории и практики отношений: материалы всерос.науч.-практич. конф. Екатеринбург, 17 июня 2011 г. / Урал.гос.пед.ун-т; науч.ред. С.А.Минюрова, С.В.Духновский. - Екатеринбург, 2011. - с.134-140.

В контексте вхождения России в европейское культурное пространство особую актуальность приобретает проблема формирования толерантного отношения к немногочисленной, но исторически присущей любому обществу социальной группе – гомосексуалам. К сожалению, в России гомосексуальность часто воспринимается как абсолютно неприемлемое явление. Уровень гомофобии в нашей стране выше, чем в большинстве европейских стран, и женщины-гомосексуалы, создающие семьи, вынуждены скрывать свои отношения.

Воспитанию терпимости к инаковости, развитию способности принять другого безотносительно его сексуальных предпочтений во многом способствует накопление достоверной информации о гомосексуальности. Кроме того, наличие такого рода информации частично снимает давление общественной, и, что важнее, внутренней стигмы на сознание гомосексуала, облегчает процессы самоосознания и самопринятия, а также создания и развития супружеских отношений с партнёром.

Феномен гомосексуальности признаётся учёными нормативной формой человеческой сексуальности, однако спорным остаётся вопрос, можно ли считать однополую пару семьёй – в привычном её понимании. И если отношения в мужских гомосексуальных парах, как и само явление мужской гомосексуальности, неоднократно исследовались, то женская гомосексуальность остаётся малоизученной областью.

Сегодня институт семьи претерпевает коренные изменения. Так, происходит плюрализация моделей семейных отношений и форм совместного проживания, сглаживание гендерных различий при распределении ролей, смещение локуса контроля за отношениями во внутренний план наряду со снижением значения формальной регистрации брака. Трансформации семьи и брака не обесценивают институт семьи как таковой. По данным социологических исследований, и у мужчин, и у женщин сохраняются высокие ориентации на семью (для 83% девушек и 73% юношей семья представляется важнейшей ценностью).
Модель супружества, формирующаяся на основе традиционной семьи, уже сейчас способствует стабилизации института семьи за счёт повышения удовлетворённости супругов отношениями, увеличения адаптивной гибкости партнёров и их ролевых позиций в паре. Поддержание отношений в рамках этой модели требует определённого уровня развития у супругов навыков рефлексии, умения выстраивать удачные коммуникативные стратегии вне и внутри семьи, и одновременно развивает перечисленные свойства. Супружество – это «предприятие с неопределённым исходом» (Журженко Т.) [2], но именно в силу толерантности к неопределённости оно в наибольшей степени способствует индивидуализации жизненного стиля, привнесению в союз элемента творчества. Кроме того, исследователи отмечают, что «в условиях глобальной и локальной социальной нестабильности семья (не только гетеросексуальная) становится желанным местом стабильности и привязанности в море «безбрежного индивидуализма» (Рабжаева М.В.) [2].

Наряду с гетеросексуальными союзами в каждом обществе существует особая форма отношений – однополые пары. По мнению учёных, однополые партнёрства - альтернатива межличностных отношений, которую правомерно рассматривать как норму, нежели как патологию (Куприянова И.С.) [7]. Однако некоторые исследователи, в том числе Голод С.И., полагают, что рассматривать однополые союзы в качестве полноценно функционирующей семьи неправомерно, поскольку «гомосексуальные связи не опираются на «кровное родство» и «порождение»; что же касается «свойства», то и наличие последнего сомнительно, хотя здесь при большом желании можно «присмыслить» «интимность» в отношениях между партнёрами» [2].

Исаев Д.Д., рассматривая психологические особенности, отличающие гомосексуальных женщин от гетеросексуальных, отмечает, что гомосексуальные женщины считают себя менее феминными и в большей степени открыты для получения нового опыта. Они считают, что более уверенны в себе, больше стремятся к лидерству, больше помогают другим, более спокойны в кризисной ситуации, независимые, меньше волнуются по незначительным поводам, не имеют трудностей в принятии решений, спокойны, практичны, менее развязаны, прочные и более совестливые, чем большинство женщин. Гомосексуальные женщины в жизненной перспективе ориентированы на стеничность, доминантность, самоутверждение, стабильность, выдержанность, то есть качества, которые можно было бы назвать маскулинными; гетеросексуальные женщины ориентированы на фемининный образ. Эротическое влечение гомосексуальных женщин направлено на более феминных женщин, чем они сами [5]. По данным российского социолога Кона И.С., женщины-гомосексуалы предпочитают стабильные моногамные отношения, основанные на эмоциональной близости, и сохраняют верность друг другу. Взаимоотношения в таких парах теснее и эмоциональнее, чем между гетеросексуальными партнёрами. Любовь, ласка, эмоциональная и общая телесная близость для них важнее, чем собственно-сексуальный контакт. Более того, многие гомосексуальные пары «счастливо живут вместе годами, редко или совершенно не вступая в генитальные контакты... [но] продолжают называть себя любовницами». По мнению Николза, это происходит по трем основным причинам:
1) слишком тесная близость устраняет элемент тайны и непредсказуемости, необходимый для сохранения сексуальной напряженности и влечения;
2) негативное отношение общества ко многим формам секса, практикуемым женщинами-гомосексуалами;
3) слишком большая зависимость сексуального влечения от страстной влюбленности, характеризующейся постоянными колебаниями от взаимности и восторженности до неуверенности в себе и партнере и ревности [8].

В крупном опросе американских гомо- и гетеросексуальных пар, на вопрос: «Если бы у вас не было пары, стали бы вы заниматься сексом с кем-то, кого вы больше никогда не увидите?» утвердительно ответили 14% лесбиянок, 20% замужних женщин, 34% гетеросексуальных мужчин и 73% геев. Общее число сексуальных партнерш в течение жизни у женщин-гомосексуалов значительно меньше, чем у геев, но больше, чем у гетеросексуальных женщин; две трети имели в течение жизни от 3 до 10, одна треть - свыше 10 партнерш [6].

По частоте сексуальных контактов женские пары сильно уступают мужским, но степень сексуальной удовлетворенности у них выше. Однако средняя продолжительность существования женских пар меньше, чем разнополых. По мнению Кона, это связано с тем, что женщины придают больше значения психологическим нюансам, острее воспринимают неверность партнёра, и это делает их союзы менее прочными [6].

На прочность пары влияет и тот факт, что женщины, вступающие в отношения, зачастую имеют дело со сложившимся стереотипом о недолговечности гомосексуального союза, не видя перед собой позитивного примера счастливой семейной жизни однополых пар. По результатам исследований, проведённых в США, оказалось, что негативные стереотипы, существующие в обществе по отношению к женщинам-гомосексуалам, являются основным фактором, влияющим на отношения пары с гетеросексуалами и на взаимодействие партнёров внутри пары.

Один из самых распространённых стереотипов в отношении гомосексуалов – это якобы присущая им склонность к промискуитету. В 1979 году в США исследователи Белл и Вайнберг провели опрос 979 геев и лесбиянок. Выяснилось, что существует несколько типов сексуального поведения гомосексуалов: стремящиеся к постоянству гомосексуалы, не стремящиеся к постоянству гомосексуалы, функциональные гомосексуалы, дисфункциональные гомосексуалы, асексуальные гомосексуалы. Принадлежность к той или иной группе зависит от степени социальной и психологической адаптации человека в обществе. [8] Приведённые результаты доказывают не только отсутствие неких качеств, присущих исключительно гомосексуалам, демонстрируя разнообразие личностных характеристик, но и показывают, что гомосексуалы в той же степени, что и гетеросексуалы, проявляют постоянство в отношениях с партнёром.
Вынужденная депривация гомосексуальности в обществе, помимо очевидных минусов, сыграла и положительную роль. Не имея готовых ролевых моделей, усваиваемых гетеросексуалами с детства, гомосексуалам пришлось вырабатывать собственные модели отношений, выбирая такие формы взаимодействия, которые в наибольшей степени соответствовали бы их потребностям. Социолог Воронцов Д.В. отмечает, что неотъемлемой частью общественного восприятия семьи является гетеронормативность, то есть «утверждение форм отношений, распространенных среди гетеросексуалов, в качестве стандартов или нормативов, к которым нужно стремиться» [1]. Развивая эту мысль, он пишет, что модели отношений в гомосексуальных парах, которые не имеют нормированной ролевой регламентации и потому обладают большей пластичностью, возможно, являются маркерами тенденций, происходящих с институтом семьи в целом. И действительно: отмеченные рядом исследователей подвижки в отношениях внутри пары, изменение ролевых позиций партнёров, усиливающийся акцент на самоценность отношений, компромиссное разделение бытовых обязанностей, характерные сегодня для гетеросексуальных семей, присущи гомосексуальным парам изначально.
Однако ряд исследователей полагает, что именно из-за отсутствия ролевых моделей, а также из-за того, что общество осуждает такие отношения, гомосексуалам трудно научиться жить вместе. Кроме того, «царящая в обществе гомофобия, а также отсутствие всякой поддержки со стороны семьи оказывают дестабилизирующее влияние на отношения гомосексуалов, в результате даже мелкие осложнения могут привести к разрыву связи». Опросы однополых пар показали, что какое бы то ни было давление или стрессовая ситуация, будь то давление со стороны партнера или со стороны общества и близких людей является основной причиной, по которой пара распалась (50% женщин указало это первой по важности причиной по которой распалась пара, 40% - второй). Под «давлением» имелось в виду желание родителей, чтобы их дочь рассталась с партнершей, отрицательное восприятие лесбийских отношений друзьями, или отрицательное отношение в обществе, с которым пара столкнулась.

Зеленина Г., исследовавшая современную женскую гомосексуальную культуру, отмечает, что «лесбийская самоидентификация примерно в трети случаев остается на уровне частной жизни; это идентификация индивидуальная и приватная, а не социальная, гражданская или культурная» [4]. Участницы исследования, однозначно характеризуя свои отношения с партнёром как семейные, тем не менее не считают необходимым приобщение к культурным, социальным и политическим течениям, предпочитая ограничивать свои контакты с гомосексуальной средой. Таким образом, проблема заключается не только в наличии гомофобии в обществе, но и в инертности самих гомосексуалов.
Анализ последних исследований показывает, что женские гомосексуальные пары практически не отличаются от гетеросексуальных семей. Женщины-гомосексуалы, как и гетеросексуалы, обладают разнообразными психологическими характеристиками, поэтому составить некий общий портрет личности типичного гомосексуала не представляется возможным. При этом значительная часть гомосексуальных женщин обладает качествами, исторически приписываемых мужчинам, а именно решительностью, независимостью, спокойствием, смелостью. Это не значит, что гомосексуальные женщины соответствуют стереотипному представлению о «мужиковатости» лесбиянок; скорее это говорит о большей открытости опыту и переменам, поскольку для современного этапа развития общества характерно размывание гендерных различий и усиливающаяся тенденция к андрогинии.

В нашем исследовании, проведённом с декабря 2010 года по апрель 2011 года, приняли участие гомо- и гетеросексуальные пары, состоящие в паре 4-5 лет (по 20 пар в каждой выборке). Цель исследования состояла в изучении особенностей общения в гомо- и гетеросексуальных парах.

В качестве методов исследования особенностей общения в гомо- и гетеросексуальных парах мы использовали следующие методики:
- беседа и наблюдение, направленные на уточнение данных диагностики особенностей общения в парах;
- диагностические методы:
- методика «Личностный семантический дифференциал», направленная на исследование образа себя и партнера в гомо- и гетеросексуальных парах.
- опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская), используемый для измерения степени доверительности общения в паре, сходства во взглядах, общности символов, взаимопонимания в паре, легкости и психотерапевтичности общения.
Методы математико-статистической обработки:
- корреляционный анализ – использовался для выявления связи между образом себя и партнера;
- критерий «U» Манна-Уитни для поиска различий по особенностям общения в парах (расчет с помощью программы SPSS Statistics 17.0).

По результатам опросника «Общения в семье» выяснилось, что 82,75% гомосексуальных женщин считают сложившиеся отношения доверительными, характеризуют себя как искренних и открытых для взаимодействия с партнёром. Партнёра в 81,5% случаев они оценивают также как искреннего и готового довериться, не опасаясь осуждения. В гетеросексуальных парах значения по шкалам 78,25% и 75% соответственно.

По шкале «взаимопонимание между супругами» выяснилось, что 90% женщин-гомосексуалов терпимо относится к личностным особенностям партнёра и его мнению, отличному от собственного. В 88,75% случаев такие же характеристики приписываются партнёру. В гетеросексуальных парах данные по шкалам 82,5% и 80% соответственно.
По шкале «сходство во взглядах между супругами» 81,25% гомосексуальных женщин заявили о наличии общих ожиданий, через которые они ощущают своё сходство в отношении к окружающему миру и людям. По шкале «общие символы семьи» также 81,25% респондентов говорит о наличии таковых. В гетеросексуальных парах значения по обеим шкалам – 75%.
По шкале «лёгкость общения между супругами» 90,25% женщин-гомосексуалов характеризуют общение в паре как непринуждённое, отмечают 139 лёгкость налаживания контакта. В гетеросексуальных парах данные по шкале – 79,5%.
По шкале «психотерапевтичность общения» 90,75% опрошенных оценивают атмосферу в семье как комфортную. В гетеросексуальных парах значения по шкале - 77%.

Использование критерия математической статистики U Манна Уитни показало, что по доверительности и легкости общения, взаимопониманию партнеров различий нет, то есть и в гомо- и гетеросексуальных парах общение в целом благоприятствует созданию психологического комфорта в семье. При этом выше значения по сходству во взглядах партнеров и общим символам семьи в гомосексуальных парах, то есть такие пары в большей степени характеризуются общими интересами и общностью взглядов на семью.

По результатам методики «Личностный семантический дифференциал», гомосексуалы отмечают такие качества, как: самостоятельность, спокойствие, обаяние и силу, а в партнере – честность и также самостоятельность, спокойствие, обаяние. Гетеросексуалы в себе отмечают следующие качества: суетливость, напряженность, отзывчивость и добросовестность, в партнере же – наряду с суетливостью, отзывчивостью и добросовестностью ещё и независимость, обаяние, упрямство и раздражительность. Примечательно, что и в гомо- и гетеросексуальных парах присутствуют характеристики партнера как обаятельного. Использование критерия Спирмена показало наличие значимой положительной корреляционной связи на 1% уровне достоверности между образом себя и образом партнера и в гомо- (rэмп.=0,86) и гетеросексуальных (rэмп.=0,859) парах, что говорит о сходности черт партнеров.

Представленные выше данные говорят о том, что в целом различий в общении между гомо- и гетеросексуальными парами нет. И тем, и другим присуща атмосфера доверия и уважения к личности любимого человека, лёгкость общения и наличие семейных символов; и гомо- и гетеросексуалы, помимо чувства любви, связаны общностью быта и взаимной моральной ответственностью, поэтому, на наш взгляд, гомосексуальную пару правомерно называть семьёй в полном смысле этого слова. Результаты нашего исследования говорят о том, что женская гомосексуальная пара – семья, а в СМИ снова гремят новости о разогнанном гей-параде в Москве. Нетерпимость большинства людей к инакости в реальной жизни наводит на мысли о том, что делать, если ты не такой как все?

Литература:
1. Воронцов Д. Квир-семья: перспектива трансформации семейных отношений // материал конференции 25.09.2010: «Точка», 2010. – С. 27-39.
2. Голод С.И. Прокреация, плюральность эротического ландшафта: история и современное состояние // Социологические исследования. № 12. 2008. - С. 82-90.
3. Градскова Ю. Новая идеология семьи и её особенности в России // ОНС: Общественные науки и современность. 1997. №2. - С.181-185. 4. Зеленина Г. Сафо, суфражистки, семьянинки? В поисках лесбийской общины и культуры в современной России // Русский журнал. 2006.
5. Исаев Д.Д. Психологическое своеобразие женщин с гомосексуальной ориентацией // Тезисы юбилейной конференции – 2005. - СПб.: ГПМА, 2005. - С. 145-146.
6. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп, ACT, 2003.
7. Куприянова И.С. Однополые семьи в современном обществе: проблемы нормализации // Проблема нормы и патологии: современные дискурсивные практики. Саратов: СГМУ, 2002. – С .28-32.
8. Мастерс У., Джонсон В., Коллодни Р. Основы сексологии - М.: Прогресс, 1998.

@темы: публикация статьи

Комментарии
2011-10-25 в 13:58 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Интересно. А можете сказать по вашим наблюдениям, сильно ли различаются поведение и оценки семейной ситуации в гомосексуальной паре у ее представителей по ролям (кто-то берет на себя все же женскую роль, а кто-то мужскую, с присущими им атрибутами)?

2011-10-30 в 20:48 

лерр. [DELETED user]
PsychologistN, рада, что вы заинтересовались) извините, что долго тянула с ответом: период в жизни не лучший.
В моих знакомых парах не было чёткого разделения муж/жена, только много шуточек на эту тему. Как правило, дома каждый делал то, что умел, да и на людях женщины оставались женщинами)

   

ученье - свет

главная