12:40 

Лекции по зоопсихологии

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Продолжаю выкладку лекций по зоопсихологии Зои Александровны ЗОРИНОЙ, прослушанных мною в 2007-2008 гг на базе "Московского психолого-социального университета"

Лекция 1: www.diary.ru/~shorkina/p174726601.htm


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ В XX ВЕКЕ
1900 – 1910: Появление методов объективного экспериментального изучения поведения животных
Э. Торндайк (1874- 1949) – обучение методом проб и ошибок, возникновение американской эксперимен-тальной психологии,
И.П. Павлов (1849-1936) – открытие условных рефлексов, зарождение физиология высшей нервной деятельности.
В.А. Вагнер (1849-1934) – биопсихологический метод, возникновение отечественной зоопсихологии.
1911 – 1920: Первые экспериментальные доказательства наличия у животных зачатков мышления
Н.Н. Ладыгина-Котс (1889-1963) – обобщение и абстрагирование у шимпанзе.
В. Келер (1887-1967) – «инсайт» у шимпанзе при добыче видимой, но недоступной приманки.
Дж. Уотсон (1878-1958) – Теория «стимул-реакция». "Психология глазами бихевиориста" (1913).
1921 –1930:
Р. Йеркс (18 -19 ) – широкие исследования психики антропоидов;
Л.С. Выгодский (1896-1934) «Мышление и речь»
И.С. Бериташвили (1884-1974) – поведение животных может направляться образом, или «психонервным процессом представления».
1931 –1940: Зарождение этологии и необихевиоризма
Э. Толмен (1886-1959) - когнитивные процессы. Необихевиоризм.
К. Лоренц (1903-1989) и Н. Тинберген (1907-1988) – появление этологии.
Н.Н. Ладыгина-Котс – «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935)
И.П. Павлов (1849-1936) повторение опытов В. Келера, вывод о наличии у приматов зачатков конкретного мышления.
1941 – 1950: Сравнительное исследование способности к обобщению у животных-неприматов
О. Келер (1889 - 1974) – довербальное понятие о числе у птиц;
Г. Харлоу (19..- 19..) – широкая сравнительная характеристика способности к сложным формам научения и формированию установки на обучение.
1951 – 1960:
Л.В. Крушинский (1911-1984) – начало широкого сравнительного изучения физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных;
Б. Скиннер (1904-1990) – автоматизированные методики инструментального обучения;
А.Н. Леонтьев (1903-1979) – «Развитие психики в эволюции» (1952)
1961 – 1970: Начало долгосрочных наблюдений за поведением животных в естественной среде обитания
Дж. Гудолл (род. 1942) –изучение поведения шимпанзе в природе.
Дж. Шаллер (род.19..), Д. Фосси – изучение поведения горилл в природе.
1971 – 1980: Поиски биологических истоков речи человека – обучение антропоидов простым аналогам языка человека
А. и Б. Гарднеры, Д. Примэк, Д. Рамбо
Л.А. Фирсов (род. 1920) – сравнительное изучение способности к формированию довербальных понятий у приматов
1981 – 1990: Зачатки сознания у антропоидов
Д. Повинелли, Г. Гэллоп – самоузнавание в зеркале;
С. Сэведж-Рамбо – способность шимпанзе к пониманию смысла устной речи человека на уровне ребенка 3 лет.
1991 – 2000: Изучение структуры сообществ человекообразных обезьян. Роль культуры и традиций. Социальное сознание, «маккиавелевский» интеллект.
*** Указаны только первые работы авторов, послужившие началом новых направлений исследований и оказавшие наибольшее влияние на развитие науки о поведении и психике животных. Для каждого десятилетия указаны только наиболее принципиальные работы.

Рассмотрим теперь, что такое поведение и психика животных, каковы их основные формы, и какие существуют подходы к их изучению. Дадим некоторые определения.
Психика – в пер с греч. – это душа. В соврем науке есть много определений и это неудивительно, т.к. по выражению Выготского "психика – это самое сложное, что есть в мире". Ее нельзя пощупать, потрогать, подвергнуть прямому исследованию. С этим связано много трудностей, в том числе и для зоопсихологии – изучения психики животных. Именно здесь необходимо точно определить, что это такое, какие существа обладают психикой, а какие нет, выделить уровни ее развития в процессе эволюции. Поэтому в зоопсихологии принято наиболее общее определение, к-рое позволяет рассматривать ее в эволюционном плане:
"Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную действительность в субъективной форме" (Филиппова, 2004). Надо подчеркнуть, что психика - свойство высокоорганизованной материи, т. е. функция головного мозга, Учитывая это, познание психики животных, как и человека, невозможно без четкого представления о закономерностях его строения и функционирования, т. е. без сведений о специфике организации мозга того или иного вида.
Психика животных - это форма отражения действительности, которая позволяет животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды (Фабри, 1976 стр 6-10, введение).
На заре науки главным способом познания психики человека был метод интроспекции - самонаблюдения. В отношении психики животных он неприменим, но порождал попытки судить по аналогии - отождествлять их психику с человеческой. Отсюда расцвет антропоморфизма в конце XIX века, на смену которому шли объективные методы исследования психики на основе изучения их ПОВЕДЕНИЯ, потому что это неразделимые феномены.
Поведение. Этим термином обозначают всю совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Поведение - это один из важнейших способов активного приспособления животных к условиям окружающей среды. Оно обеспечивает выживание и успешное воспроизведение как отдельной особи так и вида в целом.
Психическое отражение осуществляется на основе этой поведенческой активности в ходе воздействия животного на окружающий мир. Таким образом, справедливо считать психику функцией животного организма, которая состоит в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности, т. е. поведения. Поведение и психика составляют неразрывное единство, и расчленять их можно лишь условно, с целью научного анализа. Изучение психики животных требует объективных экспериментальных подходов и источником познания психики животных является анализ их поведения. Поэтому мы будем говорить о поведении и психике как едином целом, т. к. о психике животных без знания их поведения ничего сказать нельзя.
ПОВЕДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДАННЫХ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ и основной ОБЪЕКТ исследований во всех перечисленных выше научных направлениях. А вот ПРЕДМЕТ изучения разный: физиология ВНД – главным образом механизмы; этология – эволюция, онтогенез, приспособительное значение. Зоопсихология тоже касается всех этих вопросов, но главный аспект – ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ - субъективное отражение объективной реальности - и управление поведением на этой основе.

Подходы к изучению психики животных. На заре науки главным способом познания психики человека был метод интроспекции - самонаблюдения. В отношении психики животных он неприменим, но порождал попытки судить по аналогии - отождествлять их психику с человеческой. Отсюда расцвет антропоморфизма в конце XIX века. Благодаря немецкому психологу Вундту в практику психологических исследований был введен объективный метод.
Подобным образом, на смену антропоморфизму шли объективные методы познания психики животных на основе изучения их ПОВЕДЕНИЯ. Сущность перемен состояла в том, что на смену отдельным отрывочным наблюдениям и анекдотам появлялись объективные количественные оценки систематических наблюдений, а затем даже математическое планирование и строгий контроль лабораторных экспериментов.
Рассмотрение основных данных о поведении животных составляет базис для понимания их психики.
Классификации основных форм поведения (ЭМЖ 2001, с. 10;Основы этологии,1999, стр. 6) ЭМЖ - сокращение, используемое Зориной - элементарное мышление животных.
Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. Оно представляет собой универсальную совокупность разных форм приспособительной деятельности. Классификация разных форм поведения представляет собой достаточно непростую задачу. Системы классификации поведения весьма многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в основу, практически безгранично. Во многом это зависит от задач исследования. Рассмотрим некоторые из них.
Один из важнейших и наиболее распространенных принципов классификации поведения - по способу формирования в онтогенезе: в зависимости от того, в какой степени для формирования того или иного поведенческого акта требуется влияние внешней среды, или же они развиваются по генетической программе, проявляются как бы в "готовом виде", и не требуют специального обучения для своего формирования.
Эта классификация фактически отражает традиционное деление поведения на врожденное (инстинктивное) и приобретенное в результате накопления индивидуального опыта. Надо подчеркнуть, что это УСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ. Согласно современным представлениям все поведение имеет врожденную (генетически запрограммированную) основу, но степень влияния генотипа может быть различной. Говорить о врожденном и приобретенном поведении можно только условно, подразумевая, что в первом случае преобладает роль генотипа, а во втором – среды.
Вопрос о том, является ли данный поведенческий акт врожденным или приобретается в процессе накопления индивидуального опыта, возникает практически в любом исследовании поведения. Для точного ответа на вопрос о соотношении врожденных и приобретенных компонентов в поведении требуется специальный анализ.
Эта классификация отражает не только традиционное деление поведения на врожденное (инстинктивное) и приобретенное. Она характеризует также приспособительные функции каждой из категорий.
«Врожденное» поведение обеспечивает приспособление особи к условиям среды, характерным для вида в целом, поэтому его называют также видоспецифическим (или видотипическим, или инстинктивным). Это важнейшая категория поведения, решающий вклад в изучение которой внесла этология;
Приобретенное поведение - это различные формы индивидуального приспособления отдельной особи к меняющимся условиям среды. (Оно включает привыкание и различные формы обучения, о которых говорилось в курсе ВНД. Более того, к индивидуальной приспособительной деятельности относятся также проявления элементарного мышления животных (включая формирование понятий, решение элементарных логических задач, операции логического вывода и т.д.).
Индивидуально приобретенное поведение неоднородно по своей природе. Еще один способ его классификации – по психофизиологическим процессам, которые лежат в их основе:
Неассоциативное научение – привыкание.
Ассоциативные процессы - образ связей между стимулами и реакциями благодаря совпадению, повторению и подкреплению. ЭТО ВНД
Когнитивные процессы - основанные на образовании представлений, или образов, которые хранятся в памяти и извлекаются в соответствующий момент для обеспечения необходимых решений и операций. Об этом в след лекциях, (мышление животных – основная тема курса.

Индивидуально-приспособительная деятельность:
Факультативное научение:ассоциативные и когнитивные процессы
по Manning, Dawkins (1992), Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998)

Ø Неассоциативное научение:
• Привыкание

Ø Ассоциативное научение:
• условные рефлексы:
классические
инструментальные
простые, дифференцировочные, цепные

Ø Подражание

Ø Когнитивные процессы:
• латентное научение;
• выбор по образцу;
• научение, основанное на представлениях (representations) :
o пространстве;
о порядке стимулов;
о времени;
о числе.
• мышление

Четкое уточнение дает классификация форм поведения животных, предложенная Л. В. Крушинским (1986). Она соединяет в себе два критерия: и способ формирования в онтогенезе, и характер психофизиологических механизмов, лежащих в основе осуществления индивидуально приобретенного поведенческого акта. Используя эти критерии, Л.В. Крушинский точно сформулировал три основных категории поведенческих актов.
• Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки - это уже знакомые нам по предыдущей классификации врожденные, или инстинктивные действия, характерные для всех особей данного вида.
• Поведение, которое формируется ПОСТЕПЕННО, по мере накопления индивидуального опыта - для приспособления особи к конкретным, повторяющимся условиям среды. Это привыкание и обучение во всех его многообразных формах;
• Поведение в новой для животного ситуации на основе ЭКСТРЕННОГО принятия решения, так что оно возникает при ПЕРВОЙ ЖЕ встрече с новыми стимулами. Оно проявляется без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы – это элементарная рассудочная деятельность, или мышление животных. Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта имеется мотив, делающий решение актуальным, и когда у него нет ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ (привычного или врожденного).
Итак, индивидуальное приспособление животного к условиям среды может осуществляться двояко: обучение дает ему возможность приспособиться к постоянно действующим, несколько варьирующим, но знакомым факторам среды, а благодаря различным видам мышления, или рассудочной деятельности, животное может ответить экстренной и адекватной реакцией на непредвиденные изменения привычных условий. Достичь такого результата лишь на основе навыков и привычек, ПОСТЕПЕННО приобретенных научением, практически невозможно. Далее мы будем рассматривать эту третью категорию поведения в связи с основной задачей зоопсихологии, и увидим, как менялись представления на протяжении истории, особенно ХХ в.
Важно учитывать, что, как и любая классификация, любые деления поведенческих актов достаточно условны. РЕАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛОЖНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ВСЕХ НАЗВАННЫХ КОМПОНЕНТОВ. Некоторые примеры этого рассмотрим чуть позднее, в рассказе о формах поведения. В ряде случаев сходные по внешнему выражению действия могут различаться по соотношению врожденных и приобретенных компонентов, или вообще иметь разную психофизиологическую природу. В одной из лекций мы увидим, например, что во многих случаях орудийная деятельность животных - это не проявление их высших интеллектуальных функций, не акт мышления, не инсайт, а результат обучения путем проб и ошибок, за счет подражания взрослым сородичам (например, ужение термитов у шимпанзе). А в иных случаях орудийные действия - проявление инстинкта (например, калифорнийские каланы и дарвиновы, или дятловые вьюрки). Все это к тому, что феномен сложный и многоплановый, требует тонкого анализа.

@темы: лекция

   

ученье - свет

главная