09:21 

Что такое сенсорная интеграция и для чего она нужна

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Сенсорная интеграция

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres - трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.


Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение.


Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами - такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.

Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.


Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблеми связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с интерпретацией сенсорного ввода может послужить привыкание к новым очкам или линзам. Кто хоть раз испытал от такой малости усталость или даже головную боль, имеет представление.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или "разрядиться" через прыжки или стойку на голове, чтобы дать себе возможность сконцентрироваться. Или которым лучше думается в ванне. Или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Коррекция возможна. Мы по себе знаем, что не сразу, но со временем научились ходить, говорить и даже пить горячий чай :) Некоторые регулярно привыкают к новым очкам. Значит, при необходимости, мы можем адаптироваться ко многому.

Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Так, малыш сначала слышит разрозненный набор звуков. Затем, вместе с чувством ритма приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Он учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан. Чаще все происходит само, и тогда сенсорная интеграция лишь помогает и ускоряет. Иногда же по разным причинам ребенок может не научиться или научиться неправильно, тогда интеграция помогает родителям понять суть проблем, дает приемы для облегчения жизни на текущий момент и приемы для коррекции.

Родители ребенка могут не знать, почему он в данный момент ощущает себя "не в своей тарелке". Взрослые могут не осознавать причин рассеянности, раздражительности и мигреней. Они могут просто знать приемы приведения в чувство: душ, ванна, глубокий массаж или передвигание тяжестей, определенные запахи или музыка, - по сути приемы увеличения-уменьшения сенсорных воздействий.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Возможно, материалы [о сенсорной интеграции] помогут вам разобраться и подобрать несколько новых методов.

Сенсорный мир обычного человека.


Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут,либо станут настолько сильными,что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.Для примера:представьте,что у вас пропал слух.Либо наоборот:звуки стали настолько резкими и громкими,что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма,а также других заболеваний,включающих в себя синдром Задержки психического развития.


Сенсорный мир аутизма.

Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом:стереотипии,ритуалы,самостимуляция,аутоагрессия,эхолалия.С помощью такой «защиты» аутист всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения,успокоить себя,почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своём уникальном мире….
Вот фраза человека с аутизмом,наиболее точно характеризующая его ощущения:

«Когда у меня сенсорная перегрузка,то я просто «отключаюсь»;начинается то,что называется фрагментацией…….это очень странно,всё равно,что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».

Или вот,например,мой сын:когда он попадает в место,где много знакомых и незнакомых людей,будь то магазин,рынок,поликлиника,чей-то день рождения,он включает свою «защиту» от чрезмерного сенсорного воздействия несколькими способами.Либо он «уходит в себя»,и когда он в таком состоянии «чрезмерной задумчивости», до него очень трудно достучаться;либо использует более «щадящий» способ-садится за компьютер или играет в игры на сотовом телефоне….Конечно «справляться» он научился не сразу.Сначала были жуткие истерики,невозможно было завести его в магазин,пойти с ним в гости,присутствовать на утреннике в детсаду и.т.п.,но он всё же «интегрировался»в общество,но сообразно своим личностным особенностям.Ну и по мере его роста и развития он уже взаимодействует с людьми всё больше и больше и «отключения» бывают намного реже.


Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно.Итак,рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы,а также узнаем,какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Баланс (вестибулярная система)
Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- потребность раскачиваться, качаться, вращаться,бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ
- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
- укачивание в машине,самолёте.
- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле



Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий;»натыкается» на мебель,не может достаточно опустить голову,чтобы избежать удара о ветку дерева и.т.д.
- часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ
- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то,несодружественное движение руками при ходьбе.


Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
- некоторые люди могут лизать вещи

ОВЧ
- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
- неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

ОВЧ
- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг,»режут» глаза.
- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом


Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
- человек не распознает определенные звуки
- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

ОВЧ
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
- неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.


Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- сильно сжимает других людей
- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль
- практикует самоповреждения (аутоагрессия)
- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ
- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
- не любит надевать что-либо на руки или стопы
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы
- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», - Gillingham, G. (1995). p. 3


Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- любит очень острую еду
- ест буквально все – землю, траву, ткань,зубную пасту и.т.п.

ОВЧ
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое


Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).
©http://www.rodnulka.com/viewtopic.php?f=25&t=198

@темы: обсуждение

Комментарии
2012-05-06 в 13:09 

PsychologistN
Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Очень интересный обзор! Спасибо!
Для себя поняла, что у меня в детстве были проблемы с вестибуляркой и слухом, но не так сильно выраженные и я научилась со временем с ними справляться - помогли активные виды спорта (с вестибуляркой). Самая яркая привычка, которая осталась мне в наследство - ходить по кругу, когда разговариваю по телефону, иначе не могу говорить - ничего не соображаю. А заниматься умственной работой, требующей высокой концентрации, я могу только при фоновом шуме или в полной тишине, поэтому вся активная работа проходит под музыку или поздней ночью, почти под утро. А в детстве был мрак по обоим этим параметрам - чувство, когда система перегружена мне очень знакомо :)

2012-05-06 в 20:47 

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
PsychologistN, Очень интересный обзор! Спасибо!
Не за что. Честно у меня были сомнение будет ли это интересно, ибо тема несколько специфичная

А заниматься умственной работой, требующей высокой концентрации, я могу только при фоновом шуме или в полной тишине, поэтому вся активная работа проходит под музыку или поздней ночью, почти под утро
Аналогично

   

ученье - свет

главная