Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Решил сюда выложить свои тезисы, которые были опубликованы по результатам международной научно-практической конференции "Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе" которая проходила 8-9 декабря 2010 года
Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.
Авторы: Ратнер Л.А
читать дальшеОдной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального образования РФ. В частности, весьма остро стоит вопрос профилактики аддиктивного поведения подростков, обучающихся в школе VII вида. Подростков, обучающихся в школах VII вида и имеющих диагноз «задержка психического развития» различного генеза, можно определить как группу риска по формированию аддиктивного поведения. Так, помимо биологических факторов риска, таких как основной диагноз – нарушение интеллектуального развития, и наличия сопутствующей патологии (минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности), у подростков, обучающихся в школе VII вида, можно выделить и наличие ярко выраженных индивидуально-психологических факторов риска. Психологические особенности детей с задержкой психического развития, их эмоциональные, когнитивные и личностные особенности могут и должны являться мишенями для профилактического воздействия. Коррекционное образовательное учреждение обладает уникальными возможностями и, соответственно, большим потенциалом для проведения профилактической деятельности. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование личности ребенка, обладает целым рядом механизмов воздействия на семейную ситуацию и специалистами, которые при наличии методической базы могут проводить эффективную превентологическую работу.
Однако, зачастую, при проведении профилактических мероприятий нарушаются принципы профилактики, используются неэффективные модели профилактической деятельности, не учитываются клинико-психологические особенности детей и специфические факторы риска развития аддиктивного поведения. Также проблемой, мешающей повышению эффективности профилактической работы в коррекционных образовательных учреждениях, является то, что проблема профилактики злоупотребления ПАВ в школа VII вида недостаточно освещена в современной литературе. Публикации, освещающие факторы риска злоупотребления ПАВ и методические пособия с програмами, адаптированными для учащихся коррекционных школ, единичны и труднодоступны.
В литературе можно обнаружить лишь единичные монографии и публикации по данной теме, среди которых издания Шипицыной Л.М., Шпилени Л.С., Гусевой Н.А., Густышкина А.Л. [1;2]
Исследования Н.А. Гусевой [2] показали что:
*
Дети с ЗПР больше интересуются психоактивными веществами - чаще используют наркосленг и описывают способы употребления ПАВ;
*
Недооценивают последствия потребления - не считают опасной первую пробу, считают личность аддикта привлекательной, не знают или игнорируют последствия злоупотребления
*
Дети с ЗПР более терпимо относятся к потребителям ПАВ, при этом наиболее позитивное отношение у детей с ЗПР к потребителям алкогольных напитков;
*
Дети с ЗПР чаще соглашаются попробовать алкоголь в тестовой ситуации;
*
Приобщение к табаку и алкоголю у детей с ЗПР в основном происходит под давлением сверстников и ситуациях предложения ПАВ родителями.
Наше исследование показало, что для подростков обучающихся в школе VII вида характерны следующие индивидуально-психологические факторы риска формирования аддиктивного поведения:
*
Низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности;
*
Проблемы и страхи, связанные с учителями,
*
Низкий уровень доверия к окружающим,
*
Высокий уровень физической агрессии как характерной формы выражения агрессивности;
*
Потребность в контейнировании агрессии
Так же наше исследование, показало, что у подростков обучающихся в школе VII вида присутствуют следующие микросоциальные факторы риска: они больше интересуются психоактивными веществами; проживают в более асоциальной среде;
Все перечисленное выше делает актуальным проведение программы профилактики аддиктивного поведения в экспериментальной группе
С помощью корреляционного анализа мы определили следующие мишени коррекционного воздействия: агрессивность, страх несоответствия чужим ожиданиям, страх переживания социального стресса, страх самовыражения.
Следующим этапом нашей коррекционной работы стала разработка авторской программы профилактики злоупотребления ПАВ.
Наша программа основывается на концепции «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позитивную адаптацию к социальной среде, контролировать и направлять свою жизнь и вносить изменения в окружающую среду в соответствии с интересами и потребностями. Суть этой модели сводится к развитию навыков самоэффективности (которые предполагают собой умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче и ситуации) и формировании психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям.
Соответственно задачами такой профилактики можно назвать: развитие творческого и критического мышления; формирование и развитие навыков рефлексии; формирование и развитие навыка принятия ответственных решений; формирование и развитие навыков эффективной коммуникации; и формирования уверенного поведения в стрессовой ситуации.
Кроме того, в программу были введены занятия, направленные на коррекцию установок относительно потребления ПАВ.
Учитывая индивидуально-психологические особенности подростков обучающихся в школе VII вида, для решения поставленных задач мы использовали следующие методы психолого-педагогического воздействия: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.
Для оценки эффективности программы нами было обследовано две группы подростков, обучающихся в школе VII вида численностью 12 (экспериментальная группа) и 14 человек (контрольная группа). Возраст испытуемых от 13 до 14л.
В результате повторной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения:
*
Достоверно снизились показатели по шкалам «страх несоответствия чужим ожиданиям» (p<0,04) и «страх ситуации проверки знаний» (p<0,03)
*
Отмечается тенденция по увеличению показателей по шкале «страх самовыражения»
*
Достоверно снизились показатели по шкалам «агрессивность» (p<0,02) и «физическая агрессия» (p<0,02)
Это выражается в том, что: подростки из экспериментальной группы, стали меньше ориентироваться на мнение окружающих, и в то же время они стали, более, критично относится к себе в ситуациях самопрезентации. Так же они стали менее агрессивны, и они стали реже проявлять свою агрессивность через физическую агрессию. Следует отметить, что в контрольной группе достоверных изменений нет.
Повторное исследование структуры факторов риска аддиктивного поведения показало что достоверных изменений нет ни в контрольной, ни в экспериментальной группе. В тоже время мы считаем необходимым, обратить внимание на то что: у подростков из экспериментальной группы снизилась выраженность установок на злоупотребление ПАВ, и количество злоупотреблявших подростков в экспериментальной группе не увеличилось.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
*
Подростки обучающиеся в школе VII вида, водят в группу повышенного риска формирования аддиктивного поведения;
*
Для учащихся школы VII вида высокую значимость имеют микросоциальные факторы риска, среди которых: допустимость потребления ПАВ в семьях и асоциальная среда;
*
Среди индивидуально-психологических факторов риска у учащихся школы VII вида можно выделить: низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности; проблемы и страхи, связанные с учителями; низкий уровень доверия к окружающим; низкая сформированность антинаркотических установок.
*
Программа профилактики аддиктивного поведения, созданная с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков обучающихся в школе VII вида и микросоциальных факторов риска формирования аддиктивного поведения – эффективна.
Мы считаем, что для получения более достоверных данных, нужно провести исследование, на более обширной выборке. Что в дальнейшем позволит увеличить эффективность профилактической деятельности в школах VII вида.
Литература
1.Гусева Н.А., Густыкин А.Л., Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002
2.Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соцпедагогов/М-во образования и науки. под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени М.; 2004
Да если что, эти тезисы, были результатами моей дипломной работы, так что если что, я могу еще кое что оттуда натаскать, благо есть интересные моменты
Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.
Авторы: Ратнер Л.А
читать дальшеОдной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального образования РФ. В частности, весьма остро стоит вопрос профилактики аддиктивного поведения подростков, обучающихся в школе VII вида. Подростков, обучающихся в школах VII вида и имеющих диагноз «задержка психического развития» различного генеза, можно определить как группу риска по формированию аддиктивного поведения. Так, помимо биологических факторов риска, таких как основной диагноз – нарушение интеллектуального развития, и наличия сопутствующей патологии (минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности), у подростков, обучающихся в школе VII вида, можно выделить и наличие ярко выраженных индивидуально-психологических факторов риска. Психологические особенности детей с задержкой психического развития, их эмоциональные, когнитивные и личностные особенности могут и должны являться мишенями для профилактического воздействия. Коррекционное образовательное учреждение обладает уникальными возможностями и, соответственно, большим потенциалом для проведения профилактической деятельности. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование личности ребенка, обладает целым рядом механизмов воздействия на семейную ситуацию и специалистами, которые при наличии методической базы могут проводить эффективную превентологическую работу.
Однако, зачастую, при проведении профилактических мероприятий нарушаются принципы профилактики, используются неэффективные модели профилактической деятельности, не учитываются клинико-психологические особенности детей и специфические факторы риска развития аддиктивного поведения. Также проблемой, мешающей повышению эффективности профилактической работы в коррекционных образовательных учреждениях, является то, что проблема профилактики злоупотребления ПАВ в школа VII вида недостаточно освещена в современной литературе. Публикации, освещающие факторы риска злоупотребления ПАВ и методические пособия с програмами, адаптированными для учащихся коррекционных школ, единичны и труднодоступны.
В литературе можно обнаружить лишь единичные монографии и публикации по данной теме, среди которых издания Шипицыной Л.М., Шпилени Л.С., Гусевой Н.А., Густышкина А.Л. [1;2]
Исследования Н.А. Гусевой [2] показали что:
*
Дети с ЗПР больше интересуются психоактивными веществами - чаще используют наркосленг и описывают способы употребления ПАВ;
*
Недооценивают последствия потребления - не считают опасной первую пробу, считают личность аддикта привлекательной, не знают или игнорируют последствия злоупотребления
*
Дети с ЗПР более терпимо относятся к потребителям ПАВ, при этом наиболее позитивное отношение у детей с ЗПР к потребителям алкогольных напитков;
*
Дети с ЗПР чаще соглашаются попробовать алкоголь в тестовой ситуации;
*
Приобщение к табаку и алкоголю у детей с ЗПР в основном происходит под давлением сверстников и ситуациях предложения ПАВ родителями.
Наше исследование показало, что для подростков обучающихся в школе VII вида характерны следующие индивидуально-психологические факторы риска формирования аддиктивного поведения:
*
Низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности;
*
Проблемы и страхи, связанные с учителями,
*
Низкий уровень доверия к окружающим,
*
Высокий уровень физической агрессии как характерной формы выражения агрессивности;
*
Потребность в контейнировании агрессии
Так же наше исследование, показало, что у подростков обучающихся в школе VII вида присутствуют следующие микросоциальные факторы риска: они больше интересуются психоактивными веществами; проживают в более асоциальной среде;
Все перечисленное выше делает актуальным проведение программы профилактики аддиктивного поведения в экспериментальной группе
С помощью корреляционного анализа мы определили следующие мишени коррекционного воздействия: агрессивность, страх несоответствия чужим ожиданиям, страх переживания социального стресса, страх самовыражения.
Следующим этапом нашей коррекционной работы стала разработка авторской программы профилактики злоупотребления ПАВ.
Наша программа основывается на концепции «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позитивную адаптацию к социальной среде, контролировать и направлять свою жизнь и вносить изменения в окружающую среду в соответствии с интересами и потребностями. Суть этой модели сводится к развитию навыков самоэффективности (которые предполагают собой умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче и ситуации) и формировании психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям.
Соответственно задачами такой профилактики можно назвать: развитие творческого и критического мышления; формирование и развитие навыков рефлексии; формирование и развитие навыка принятия ответственных решений; формирование и развитие навыков эффективной коммуникации; и формирования уверенного поведения в стрессовой ситуации.
Кроме того, в программу были введены занятия, направленные на коррекцию установок относительно потребления ПАВ.
Учитывая индивидуально-психологические особенности подростков обучающихся в школе VII вида, для решения поставленных задач мы использовали следующие методы психолого-педагогического воздействия: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.
Для оценки эффективности программы нами было обследовано две группы подростков, обучающихся в школе VII вида численностью 12 (экспериментальная группа) и 14 человек (контрольная группа). Возраст испытуемых от 13 до 14л.
В результате повторной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения:
*
Достоверно снизились показатели по шкалам «страх несоответствия чужим ожиданиям» (p<0,04) и «страх ситуации проверки знаний» (p<0,03)
*
Отмечается тенденция по увеличению показателей по шкале «страх самовыражения»
*
Достоверно снизились показатели по шкалам «агрессивность» (p<0,02) и «физическая агрессия» (p<0,02)
Это выражается в том, что: подростки из экспериментальной группы, стали меньше ориентироваться на мнение окружающих, и в то же время они стали, более, критично относится к себе в ситуациях самопрезентации. Так же они стали менее агрессивны, и они стали реже проявлять свою агрессивность через физическую агрессию. Следует отметить, что в контрольной группе достоверных изменений нет.
Повторное исследование структуры факторов риска аддиктивного поведения показало что достоверных изменений нет ни в контрольной, ни в экспериментальной группе. В тоже время мы считаем необходимым, обратить внимание на то что: у подростков из экспериментальной группы снизилась выраженность установок на злоупотребление ПАВ, и количество злоупотреблявших подростков в экспериментальной группе не увеличилось.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
*
Подростки обучающиеся в школе VII вида, водят в группу повышенного риска формирования аддиктивного поведения;
*
Для учащихся школы VII вида высокую значимость имеют микросоциальные факторы риска, среди которых: допустимость потребления ПАВ в семьях и асоциальная среда;
*
Среди индивидуально-психологических факторов риска у учащихся школы VII вида можно выделить: низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности; проблемы и страхи, связанные с учителями; низкий уровень доверия к окружающим; низкая сформированность антинаркотических установок.
*
Программа профилактики аддиктивного поведения, созданная с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков обучающихся в школе VII вида и микросоциальных факторов риска формирования аддиктивного поведения – эффективна.
Мы считаем, что для получения более достоверных данных, нужно провести исследование, на более обширной выборке. Что в дальнейшем позволит увеличить эффективность профилактической деятельности в школах VII вида.
Литература
1.Гусева Н.А., Густыкин А.Л., Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002
2.Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соцпедагогов/М-во образования и науки. под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени М.; 2004

@темы: публикация статьи
Там не только это. Зачастую там в анамнезе ММД и СДВГ, плюс их постоянно пресуют, потому что их поведение не укладывается в социальные рамки.... В общем там дикий коктейль молотова
Ну в общем это данность.
в смысле? Структуру работы, цели, задачи, или что?
А вы продолжаете научную работу или целиком в практику ушли?
Я в следствии целого ряда причин переключился на совершенно новую тематику. Психология лиц со сложной структурой дефекта, и даже думал в этом году в аспирантуру попробовать поступить.
Но проблема с формулировкой темы, людей, имеющих знания в этой области единицы (2-3 человека), и с ними не связаться.
Так что я пока в практике и думаю чего делать
в смысле? Структуру работы, цели, задачи, или что? - подбор методик (если использовали какие-то необычные - то почему именно их) и поподробнее про методы воздействия. Вы пишете, что «Кроме того, в программу были введены занятия, направленные на коррекцию установок относительно потребления ПАВ. Учитывая индивидуально-психологические особенности подростков обучающихся в школе VII вида, для решения поставленных задач мы использовали следующие методы психолого-педагогического воздействия: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия» - интересно в каком виде это все было представлено.
О совершенно разном генезе. В основном тяжелая и глубокая умственная отсталость сочетаная с нарушенинями опорно-двигательного аппарата. Есть дети у которых больше 2-х первичных нарушений например Глубокая умственная отсталость, нарушение ОДА и слепота.
Есть слепоглухой ребенок, есть аутист.
+ они не растут. То есть ребенку 15 лет, а ему максимум можно 6 лет дать. А есть те кому 18 а им с трудом 3 накинешь
Ясно. Ну с методиками. Для диагностики был сделан анонимный опросник (естествкнно он не стандартизирован), а так в качестве маркера брал тревожность и агрессию (конечно можно было взять и другие аспекты, но так было удобней (я уже апросто тогда работал в той школе и мне приходилось действовать из принципа целесообразности)
По упражнениям потом скину план конспект (могу весь диплом конкретно вам на почту)
Я сейчас с мигрантами работаю - они тоже, в каком-то смысле, как дети
Тема у вас, безусловно, сложная... Я знаю, что есть интернат для слепоглухонемых детей - наши студенты даже туда ездили. Могу поспрашивать - может остались там какие контакты у нашего декана. У нас в институте клиническая психология до недавнего времени хорошо была поставлена (пока Цветкова Любовь Семеновна активно занятия вела) - может, остались какие связи...
А почему вы взяли такую тему?
Это очень здорово, что есть люди, которые готовы посвящать себя работе с такими детьми. Как говорят в народе: "респект вам и уважуха".
Я тоже. Но как бы оно не про это, чуток
У нас в институте клиническая психология до недавнего времени хорошо была поставлена
Это не клиничка, а специальная
А почему вы взяли такую тему?
Сейчас в смысле про сложные нарушения? Факторов много было.
1. Я этого делать не умею, а тут есть возможность научится
2. Это вообще мало кто умеет делать
3. Если я пробьюсь с этим в аспирантуру, то скорее всего сразу попаду и на преподавательскую должность ибо буду уметь то чего не умеют другие.
4. Минимум отчетности и довольно здоровая атмосфера в коллективе.
Если про профилактику ПАВ у подростков с ЗПР.
То там как то произошло все само собой. Я сначаа заинтересовался темой зависимостей, а потом понял что в специальной психологии (у меня специализация по специальной психологии) ее удобней всего состыковать с работой с детьми с ЗПР.
Ну а дальше все само как то получилось. Правда я удивился когда узнал что моя публикация по данной проблематике первая (все что было до, писали про младших школьников), но это была данность с которой пришлось справляться
Это очень здорово, что есть люди, которые готовы посвящать себя работе с такими детьми. Как говорят в народе: "респект вам и уважуха".
Да как бы я прежде всего для себя стараюсь.
Мне интересна такая тематика, но я могу только читать работы других. Сама не смогу с такими детьми общаться... Я очень близко принимаю к сердцу их проблемы и "закрываюсь", чтобы эмоционально не перегореть. Забавно наверное, но когда читала Сакса с его живыми описаниями и Лурию с не менее "красочными" подробностями, даже в некоторых местах от страха зажмуривалась. Поэтому и говорю, что вам "респект и уважуха"
И, я понимаю вашу мотивацию про "для себя в первую очередь" - сама так училась и продолжаю учиться. Сделаешь сам = будешь знать и уметь еще чуточку больше, что греет душу
и поднимает самооценку, а еще полезно для карьерыНасчет работы - не отчаивайтесь. Ваше от вас никуда не уйдет.
Это и системный анализ, и сказкотерапия, и разные техники для построения противоречий и отыгрывания эмоций. по разному.
Недавно, ста учится экзистенциальному подходу
У практика. Четвертый год год уже учусь у практиков (это муж и жена). По окончаении дают сертификаты. Оно конечно не ВУЗовские корочки, но так и учусь я для себя а не для корочек
не совсем. У нас обучение проходит по какой схеме. Нам рассказывают некоторые вещи потом на семинаре мы их друг на друге отрабатываем. а дальше третий (мы обычно в тройка работаем), говорит что увидел.
А в этом году наши учебные работы еще и на камеру снимаются. И потом мы их вместе смотрим. и разбираем.
Это получается не столько про супервизию сколько про процесс-анализ