Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Время трюфеля
Евгения Белякова

Тут: www.profile.ru/items_28559

Я психотерапевт. Через мои руки, голову и душу проходят представители почти всех слоев населения. Пожалуй, не бывает только бомжей и олигархов. Зато больше всего среднего класса – опоры государства.
Группы, которые я веду, – срез общества и его проблем. Курс у нас длительный, группы маленькие, это позволяет работать «близко» и залезать глубоко. А наши упражнения, как на рентгеновской установке, высвечивают все «нутро»: уровень интеллекта, убеждения и принципы, претензии и амбиции. А также наличие (или отсутствие) способностей к сопереживанию, творчеству, любви…
Несколько лет назад я начала бить тревогу. Взрослые люди с высшим образованием перестали справляться с заданиями на абстрактное мышление. Результаты творческих заданий обескураживали примитивными решениями. Но самое страшное, что у большинства занимающихся не обнаруживалось никаких личностных особенностей. Потому что не обнаруживалось самой личности. На месте личности зияла Социальная Функция. Она состояла из обрывков знаний, обломков культуры, иллюзий и штампов. И очень хотела счастья! Счастье было вырезано по лекалу нарядов и образа жизни Верки Сердючки...


***
Откуда взялся распространенный и весьма лестный для самолюбия миф, что человек Личностью рождается? Причем сразу уникальной, единственной и неповторимой. Это неправда! Сотворение личности – таинство и громадная душевная работа. Личностью не рождаются, а становятся, и право же, далеко не все.
У природы свои законы. Она не признает равенства, зато любит разнообразие. Даже грибы в лесу отнюдь не все одинаково полезны и вкусны. Есть сыроежки, есть белые, а есть мухоморы – все как у людей. Очевидно, природе нужны и умные, и глупые, и потребители, и созидатели. И у каждого из них своя функция…
Хотя, если говорить о грибах, то человеком гриб оценивается по сути: он полезный или вредный.
Ах, если бы с людьми дело обстояло как с грибами! Тогда бы к людям образованным и просвещенным относились с пиететом. Тогда бы во все времена ценились профессионалы своего дела.
Настоящих профессионалов всегда было немного. Людей мыслящих – мало. Творцов – еще меньше.
Трюфель – самый дорогой гриб на земле. От нескольких сотен, а то и тысяч евро за килограмм.

***
XXI век – самый противоречивый в истории человечества. Потому что под одной крышей уживаются уникальные открытия человеческого разума и «тьма египетская». Они сосуществуют вроде как параллельно друг другу. Хотя, если внимательно приглядеться, Тьма давно уже выигрывает с большим перевесом. Она расползается по планете стремительно и неотвратимо, как гриб-лишайник по гниющему дереву.
Представления об уме, профессионализме, образовании как о ценностях, чудным образом девальвировались. Когда и как произошло, что самыми популярными и востребованными стали не профессионалы, не творцы, а малограмотные, жадные, ловкие хабалы и хабалки? Если уж сравнивать с грибами, то это поганки. Несъедобные, бесполезные поганки начали диктовать всему «лесу» свои установки, образ жизни и ценности. И лес радостно откликнулся. Эти ценности отзывались где-то в самых потаенных уголках души: «Бери от жизни все»… «Ведь ты этого достоин»… Звучит ничем не хуже: «Кто был никем, тот станет всем».
Поганки задали тон и правила игры, да еще и ловко подменили фишки. Счет неимоверно быстро стал нарастать в их пользу.
Почти исчезли из кладовых души редкие деликатесы, вроде Неподдельных Глубоких Чувств. Их сменили имплантаты – в грудях, губах, головах, сердцах.
Элитная штучка – Высокий Профессионализм – ушел в подполье.
Творцов и Созидателей затоптал гламур, ненавидящий все, что отличается от их глянцевой массы.
Трюфели добывают специально обученные свиньи и собаки. Дрессировка собаки может занять около пяти лет. Неудивительно, что хороший трюфельный охотник-пес сам стоит до десяти тысяч евро.
***

Старая, проверенная жизнью аксиома: даже относительно спокойное время противопоказано человеку. Большинство людей только в испытаниях взрослеют и умнеют. Поэтому самые интересные группы у меня были в 90-е годы. «Культивировать трюфели, в отличие от шампиньонов, так и не удалось». Тогда, в 90-е, нам это удавалось.
Настоящая психотерапия всегда экзистенциальна, она впрямую затрагивает главные вопросы человека – смысла жизни и смысла смерти. Они были актуальны в то время. Земля под ногами горела и качалась, шло переосмысление и переоценка всего: процессов, происходящих в обществе, и параллельно – своего места в этом мире. Мы бродили среди обломков прежнего мироустройства, путались в иллюзиях и обещаниях, правде и кривде. И единственным нашим проводником в этом хаосе была тоска по Настоящему и Вечному.
Мы выращивали трюфели среди грязи, вздора и надежд. И нам это удавалось. Впрочем, ничего другого нам не оставалось. Да и не хотелось.

***
Неправда ли, как давно не было крупных, смачных катаклизмов: чумы, войны, революции или хотя бы вселенского потопа? Где-то что-то бывает, но так, по мелочи. В Африке дети голодают… так это в Африке. Горячие точки… но это всего лишь точки.
В который раз оказалось, что благосостояние, комфорт и душевное спокойствие наиболее благоприятны отнюдь не для выращивания Личности, а для роста Поганок. Вот они и полезли отовсюду в устрашающем количестве. «Ничтожества в роскошном одеянии» показали всему миру, что главное в жизни – Праздность.
Знать и уметь стало неприлично. Быть профессионалом – непристойно. И чем ты бесполезнее и хабалистей, тем ты популярнее, успешнее и богаче. Тем больше тебе «респекту и уважухи».
Нехватка полезных грибов нарушила природный баланс. На одного творящего, тысяча развлекающихся. Пустоты стало слишком много. А природа ее не терпит.
Количество добываемых трюфелей из года в год сокращается...

***
Страшнее всего то, что происходит с «нашим будущим» – детьми и подростками. Почему всех так волнует глобальное потепление и не волнует тотальное поглупление? Знаю это не понаслышке, ибо мне есть с чем сравнивать. Еще 10 лет назад подростковые группы были для меня самыми любимыми. И когда мы изучали типологию характеров, я приводила в примеры литературных героев Достоевского, Толстого, Шекспира… И меня понимали. Пять лет назад типологию пришлось иллюстрировать героями фильмов. Сегодня это уже не катит. Мы опустились до мультиков...
Исчезли знаменитые подростковые поиски добра и зла, любви и смысла. Мятежных, ищущих подростков сменили отравленные поганками Маугли, умеющие одно – потреблять. Современное «Наше Всё» весьма отличается от подростка былых времен. ОНО не умеет дружить, любить, самостоятельно думать. ОНО не имеет признаков человека – сопереживания и ответственности…
Впрочем, общество это устраивает. Ребенок оценивается по одному единственному параметру: как он учится. Это является чем-то вроде справки о сертификации товара. Оказывается, гриб может быть насквозь червивым, главное, чтобы шляпка соответствовала.
Отчего это никто не обращает внимания, что «страсти по образованию» чаще всего ограничиваются вопросами доступности тире стоимости? И резко притормаживают, когда дело касается его нынешнего качества? Об этом как-то стыдливо умалчивают.

***
Позволю себе лирическое отступление. Мой дед учился в высшем учебном заведении еще до революции. Он рассказывал, как сдавал вступительный экзамен по математике – 6 часов один на один с приемной комиссией. Ему предлагали задачу, и он тут же должен был решать ее на доске. Если видели, что он двигается в правильном направлении, его прерывали и давали другую. Никаких подсказок, шпаргалок, все в открытую.
Знаете, сколько мест было на факультете, куда он поступал? Всего 30. А приняли только 19 человек... Остальные, по мнению комиссии, не тянули.
По аналогии вспоминается одна из моих пациенток, успешно закончившая некий гуманитарный вуз. Она обладала отличной памятью, могла наизусть пересказать учебник, и меньше четверки никогда не получала. Одна беда – у нее было слабоумие...
Ай, да уровень московского института с немаленьким конкурсом!

***
Что произошло с образованием за минувшие 100 лет? Вмешались все те же поганки. Размахивая идеей равенства, они невероятно ловко низвели учение до простой и чистой зубрежки.
А что, у нас сегодня много вузов, где требуется умение мыслить (думать, шевелить мозгами, размышлять, раскидывать умом)?
Последние годы, слыша, что у человека золотая медаль и красный диплом, я настораживаюсь. Как правило, под тонкой позолотой круглого отличника скрывается простая грубая копилка, под завязку набитая штампами.
Сон разума наплодил чудовищ. Не приученные работать ни головой, ни руками, поколение next в грядущую безработицу сядет родителям и государству на шею. Никому не нужные, они станут обитать в Интернете, потому что другие простые развлечения не по карману, а сложные – не по уму. Они будут требовать жрать и могут стать весьма агрессивными, если им не оплатят их виртуальный мир.
Это наше… что? ВСЁ?

***
Говорят, что подобный кризис впервые в истории человечества. Но кризисы не возникают просто так, тем более, мировые. Ах, он называется – экономический? Но экономика – порождение человеческих мозгов. Значит, все-таки, кризис мозгов?
Может быть, настало время умнеть? Думать, размышлять, раскидывать умом, шевелить мозгами... «Шевелить мозгами» – это значит связывать полученную информацию между собой, сопоставлять факты, анализировать, взвешивать, делать выводы...
Но тогда в голову закрадывается крамольная мысль: а вдруг кризис – это правильно, справедливо и необходимо?
А вдруг, в годину трудную, к нам вернутся ценности из разряда вечных? Ведь выход из кризиса потребует нестандартных решений и действий. И тогда «богатые и знаменитые» уступят пальму первенства умным и образованным... Резко повысится рейтинг Человека Мыслящего... На бирже человеческих отношений поднимется цена на Искренность и Душевную Близость…
Может быть, наступает время Личности? Время Профессионалов и Творцов?!
Если они еще остались где-нибудь...

Трюфель растет на глубине 30 см под землей, поэтому человек не может видеть его гнездо. И откуда они берутся, никто не знает…

@темы: статья

Комментарии
29.05.2012 в 23:28

ой как все запущено. Не у подростков, так радостно хаемых "психотерапевтом", у самого доххтура. Лечится ему пора, не иначе. До мультиков он опустился, ути-пути. Сколько работаю с подростками, с первого курса все курсовые по этой части, сколько не общаюсь, с этой во статьи могу только откровенно поржать! Потому что ничего общего с реальностью она не имеет.
01.06.2012 в 00:25

Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Мне Всегда Везет!, а расскажите побольше о своем опыте? Я вот общаюсь со студентами и действительно отмечаю плачевные изменения, но это уже ранняя и поздняя юность...
01.06.2012 в 00:32

PsychologistN, ну,я студент.. где вы только находите каких-то аномальных детей/подростков/студентов? Или это у меня город такой начитанный?!
01.06.2012 в 15:08

Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Мне Всегда Везет!, почему аномальных-то? :) Просто у большинства из них поиска нет... Делаем тестирование и народ совершенно не пытается догадаться до правильного ответа: если знают - сразу пишут, если не знают - сидят тупят. Читаю лекции - обобщать информацию практически не способны, приходится за них делать выводы, не проводят параллели в материале, все необходимо разъяснять... Самое смешное, что им нравится догадываться, т.е. они ловят кайф от удачной мысли, от обобщения, от догадки, но сами в эту сторону идти не пытаются, надо постоянно стимулировать. Создается полное ощущение, что они просто не умеют, не знают, как осуществляется мыслительный поиск. Есть счастливые исключения, которые греют душу и сердце, но преобладание молодых людей с отсутствием интереса и способностей к анализу и обобщению меня пугает.
01.06.2012 в 21:22

Капиюва. Властелин травы
сами в эту сторону идти не пытаются, надо постоянно стимулировать. Создается полное ощущение, что они просто не умеют, не знают, как осуществляется мыслительный поиск
PsychologistN, кстати, интересное исследование бы получилось. :) Только продумать нужно очень тщательно.
03.06.2012 в 00:58

Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер (с)
Джордано, а давай! Можно за лето продумать дизайн, подобрать все материалы, в сентябре провести исследование, а потом написать статью в соавторстве. Если исследование получится интересным, то можно опубликоваться в ВАКовском сборнике, благо у меня есть возможность сделать это бесплатно. А еще можно сделать вариант, написанный о том же, но не научным языком, а попроще и опубликоваться еще и в научно-популярном журнале. Как тебе такая идея?
03.06.2012 в 01:14

Капиюва. Властелин травы
PsychologistN, интересна. :)
Только на самом деле нужно тщательно продумать...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии